Существуют десятки версий "Мадонны с вуалью" ("Мадонны дель Пополо"). Сейчас считается, что кисти Рафаэля Санти принадлежит та, что хранится
во французском Музее Конде, ее датируют 1508-м годом. Картину из Нижнетагильского музея датируют 1509-м годом. На сайте музея рядом с именем автора (Рафаэля Санти) стоит
знак вопроса. Но
Игорь Грабарь, который 20-х годах прошлого века занимался реставрацией "Тагильской Мадонны", полагал, что именно эта картина, найденная на пыльном чердаке Господского дома в Нижнем Тагиле и, возможно, происходящая из коллекции Демидовых, написана Рафаэлем (а французский вариант - вероятно, авторский повтор повтор удачной вещи).
То, что на платье Мадонны с тагильской картины старательно выведено "Raphael Urbinas pingebat MDIX" ("Рафаэль Урбинский написал в 1509-м году"), как раз не аргумент: автор копии первым делом состряпает нужный автограф. Но исследования показали, что создатель картины из Нижнего Тагила испробовал несколько вариантов расположения рук Младенца, пока не нашел нужный, а это уже может указывать на то, что мы имеем дело не с копиистом, а с вдумчивым автором.
После открытия Грабаря "Тагильская Мадонна" обитала в Пушкинском музее, но в 70-х ее вернули в Нижний Тагил: красноречивый жест, свидетельствующий о том, что современные искусствоведы все же считают эту картину копией с Рафаэля. После
эрмитажной распродажи 1930-х годов
работ Рафаэля в России крайне мало, подлинное произведение гения Высокого Возрождения оставили бы в столице.
Что известно совершенно точно, так это то, что "Тагильская Мадонна" написана на очень крепкой кипарисовой доске. Сначала картину нашли без правой части: из фрагмента с Иосифом кто-то додумался сделать ступеньку на лестнице.