Регистрация
Жанна Маммен
Жанна
 Маммен
Германия 1890−1976
Подписаться8                
Подписаться8                
Биография и информация
 
Жанна Маммен (21 ноября 1890, Берлин — 22 апреля 1976, Берлин) — немецкая художница, график, скульптор.

Особенности творчества художницы Жанны Маммен: основными темами творчества Жанны Маммен были социальные типажи берлинского общества, а также символистский мир снов и иллюзий. Ее часто называют художницей, запечатлевшей в своих картинах всю многогранность декадентской жизни Берлина 1920-х годов, хотя сама Жанна была против такого узкого временного взгляда на ее творчество.

Известные картины художницы Жанны Маммен: «Две танцующие девушки», «Остенде, на пляже», «Девочка с котом».

Жанна Маммен родилась в Берлине в 1890 году в семье состоятельного купца Густава Оскара Маммена. Пять лет спустя семья переезжает в Париж. Маленькая Жанна растет в среде французской культуры и языка, восхищается Виктором Гюго и Гюставом Флобером, боготворит художников-символистов. Беззаботная жизнь, прогрессивное воспитание, обучение живописи в Академии Жюлиана, а позже — в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, альбомы, заполненные зарисовками уличной жизни Парижа, Берлина, Брюсселя… Первая крупная художественная работа Маммен — двенадцать иллюстраций для «Искушения святого Антония», несущая отпечаток фантастического мира сюрреализма — увидела свет около 1910 года.

Первая мировая война разрушила счастливую беззаботность юной художницы: семья Маммен бежала из Франции, их имущество было конфисковано. В 1916 году Маммены оказались в Берлине без гроша за душой; Жанне и ее сестрам нужно было зарабатывать себе на жизнь. Несмотря на бурные события Ноябрьской революции 1918−19 годов и многочисленных выступлений художников, ратующих за новое искусство для нового общества, Жанна далека от политики, главное — выживание. В 1920 году вместе с сестрой Мими Жанна переезжает в однокомнатную квартирку на 4 этаже по адресу Курфюрстендамме, 29, которая вскоре превратится в уединенную обитель художницы и останется таковой на многие десятилетия.

В центре внимания Жанны Маммен — социальная жизнь Берлина и его обитателей, его светлые и темные стороны. Космополитизм сослужил художнице хорошую службу: вращается ли она в кругах элиты или посещает бары пролетариев, ее работы уверенны, ненавязчивы; Жанна лишь фиксирует происходящее, не принимая ничью сторону. Ее стилистика, выросшая из французской и бельгийской школы, несет отпечаток творчества Тулуз-Лотрека и приправлена трезвым берлинским взглядом на жизнь. Жанна регулярно рисует эффектные рекламные плакаты, сотрудничает с модными домами, ее иллюстрации регулярно печатают в немецких сатирических журналах. Художница много экспериментирует, в том числе со скульптурой.

1933 год. Жанна Маммен второй раз остается практически без средств к существованию. Она вынуждена зарегистрироваться на бирже труда как безработный коммерческий художник. В то же время, ее ненависть к нацистскому режиму подталкивает художницу к экспериментам с абстракцией и уходу от реализма, столь любимого новой властью. В 1937 году художница посетила Международную выставку в Париже, где на нее огромное впечатление произвела работа Пикассо «Герника». Истовая преданность абстракционизму дополняется работами с элементами кубизма, экспрессионизма. Показывать их публике невозможно, но страсть к опасному эксперименту — вопреки происходящему в Берлине — ведет Жанну вперед.

Уезжать из страны Маммен не хотела — отчасти из страха угодить в лагерь для немцев-эмигрантов, отчасти из нежелания начинать все заново в чужой стране. Жизнь художницы очень трудна; она работает при свечах, переживает бомбежки Берлина. Жанне помогают друзья, а временами ей ради куска хлеба приходится приторговывать старыми книгами.

Вторая мировая подошла к концу. В одном из писем к своему давнему другу, физику Максу Дельбрюку, который заблаговременно эмигрировал в США, художница пишет: «…руины Жанны можно найти в руинах Берлина …» И это ясно отражено в ее работах того периода, наполненных чувством меланхолии. Маммен опять экспериментирует — на этот раз со всевозможными «отходами» материалов, используя проволоку, веревку и обрывки бумаги. Ее работы с элементами формальной абстракции были представлены на первых послевоенных выставках современного искусства в Берлине, в том числе в галерее Герд Розен. На рубеже 1949−50 годов Жанна активно работает в литературном кабаре Die Badewanne (Ванна) вместе с молодыми художниками и писателями, включая Александра Камаро и Вернера Хельдта, и наконец-то получает признание в кругу художников Берлина. Однако после 1950 года она вообще уходит из мира искусства — в первую очередь из-за нежелания принимать участие в постоянных идеологических дискуссиях, которые возникают вокруг современного искусства. Ее жизнь протекает в уединении, а в творчестве проявляется склонность к визуализации различных объектов. На ее картинах — растения, животные, скалы необычной формы, маски и куклы. Изображения напоминают мозаику или настенные фризы, выполненные с использованием цветной конфетной фольги. Второе направление, в котором она работает в тот же самый период — пустой, монохромный мир молчания. Символические работы с геометрическими или биоморфными формами вызывают ассоциации с ребусами.

В период с 1960 по 1975 год, на финальном отрезке своей художественной карьеры, Маммен выплескивает на волю свой очень личный стилистический плюрализм. В ее работах нет элементов борьбы с окружающим миром; чувствуется, что у художницы есть время глубоко прорабатывать каждую картину.

Имя Маммен упорно связывали с подъемом ее творчества в 1920-х годах, что всегда вызывало у Жанны неприязнь. В 1975 году в своем единственном интервью, которое Маммен дала искусствоведу Хансу Кинкелю, художница особо отметила: «Вы всегда должны писать, что мои работы были созданы между 1890 и 1975 годами … Я всегда хотела быть просто парой глаз, незаметно прогуливающихся по миру для того, чтобы наблюдать за другими». После ее смерти друзья художницы основали Общество Жанны Маммен. Благодаря их усилиям студия Жанны на Курфюстендамме, 29, была превращена в небольшой музей с постоянной выставкой ее произведений. 1 марта 1995 года на доме, где жила Маммен, была открыта памятная табличка.

Многочисленные выставки и публикации Общества во многом способствовали тому, что сегодня Жанна Маммен известна во всем мире как талантливый и нетривиальный берлинский художник.

Автор: Рита Лозинская
Читать дальше
Работы понравились
Viktoria Kudrina
+11

Лента
Жанна Маммен. Кафе "Рейман"
Жанна Маммен. Женщина с меховым воротником
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
биография обновлена
Жанна Маммен (21 ноября 1890, Берлин — 22 апреля 1976, Берлин) — немецкая художница, график, скульптор.

Особенности творчества художницы Жанны Маммен: основными темами творчества Жанны Маммен были социальные типажи берлинского общества, а также символистский мир снов и иллюзий. Ее часто называют художницей, запечатлевшей в своих картинах всю многогранность декадентской жизни Берлина 1920-х годов, хотя сама Жанна была против такого узкого временного взгляда на ее творчество.

Известные картины художницы Жанны Маммен: «Две танцующие девушки», «Остенде, на пляже», «Девочка с котом».

Жанна Маммен родилась в Берлине в 1890 году в семье состоятельного купца Густава Оскара Маммена. Пять лет спустя семья переезжает в Париж. Маленькая Жанна растет в среде французской культуры и языка, восхищается Виктором Гюго и Гюставом Флобером, боготворит художников-символистов. Беззаботная жизнь, прогрессивное воспитание, обучение живописи в Академии Жюлиана, а позже - в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, альбомы, заполненные зарисовками уличной жизни Парижа, Берлина, Брюсселя… Первая крупная художественная работа Маммен – двенадцать иллюстраций для «Искушения святого Антония», несущая отпечаток фантастического мира сюрреализма - увидела свет около 1910 года.

Первая мировая война разрушила счастливую беззаботность юной художницы: семья Маммен бежала из Франции, их имущество было конфисковано. В 1916 году Маммены оказались в Берлине без гроша за душой; Жанне и ее сестрам нужно было зарабатывать себе на жизнь. Несмотря на бурные события Ноябрьской революции 1918-19 годов и многочисленных выступлений художников, ратующих за новое искусство для нового общества, Жанна далека от политики, главное - выживание. В 1920 году вместе с сестрой Мими Жанна переезжает в однокомнатную квартирку на 4 этаже по адресу Курфюрстендамме, 29, которая вскоре превратится в уединенную обитель художницы и останется таковой на многие десятилетия.

В центре внимания Жанны Маммен – социальная жизнь Берлина и его обитателей, его светлые и темные стороны. Космополитизм сослужил художнице хорошую службу: вращается ли она в кругах элиты или посещает бары пролетариев, ее работы уверенны, ненавязчивы; Жанна лишь фиксирует происходящее, не принимая ничью сторону. Ее стилистика, выросшая из французской и бельгийской школы, несет отпечаток творчества Тулуз-Лотрека и приправлена трезвым берлинским взглядом на жизнь. Жанна регулярно рисует эффектные рекламные плакаты, сотрудничает с модными домами, ее иллюстрации регулярно печатают в немецких сатирических журналах. Художница много экспериментирует, в том числе со скульптурой.

1933 год. Жанна Маммен второй раз остается практически без средств к существованию. Она вынуждена зарегистрироваться на бирже труда как безработный коммерческий художник. В то же время, ее ненависть к нацистскому режиму подталкивает художницу к экспериментам с абстракцией и уходу от реализма, столь любимого новой властью. В 1937 году художница посетила Международную выставку в Париже, где на нее огромное впечатление произвела работа Пикассо «Герника». Истовая преданность абстракционизму дополняется работами с элементами кубизма, экспрессионизма. Показывать их публике невозможно, но страсть к опасному эксперименту - вопреки происходящему в Берлине – ведет Жанну вперед.

Уезжать из страны Маммен не хотела – отчасти из страха угодить в лагерь для немцев-эмигрантов, отчасти из нежелания начинать все заново в чужой стране. Жизнь художницы очень трудна; она работает при свечах, переживает бомбежки Берлина. Жанне помогают друзья, а временами ей ради куска хлеба приходится приторговывать старыми книгами.

Вторая мировая подошла к концу. В одном из писем к своему давнему другу, физику Максу Дельбрюку, который заблаговременно эмигрировал в США, художница пишет: «... руины Жанны можно найти в руинах Берлина ...» И это ясно отражено в ее работах того периода, наполненных чувством меланхолии. Маммен опять экспериментирует – на этот раз со всевозможными «отходами» материалов, используя проволоку, веревку и обрывки бумаги. Ее работы с элементами формальной абстракции были представлены на первых послевоенных выставках современного искусства в Берлине, в том числе в галерее Герд Розен. На рубеже 1949-50 годов Жанна активно работает в литературном кабаре Die Badewanne (Ванна) вместе с молодыми художниками и писателями, включая Александра Камаро и Вернера Хельдта, и наконец-то получает признание в кругу художников Берлина. Однако после 1950 года она вообще уходит из мира искусства - в первую очередь из-за нежелания принимать участие в постоянных идеологических дискуссиях, которые возникают вокруг современного искусства. Ее жизнь протекает в уединении, а в творчестве проявляется склонность к визуализации различных объектов. На ее картинах - растения, животные, скалы необычной формы, маски и куклы. Изображения напоминают мозаику или настенные фризы, выполненные с использованием цветной конфетной фольги. Второе направление, в котором она работает в тот же самый период - пустой, монохромный мир молчания. Символические работы с геометрическими или биоморфными формами вызывают ассоциации с ребусами.

В период с 1960 по 1975 год, на финальном отрезке своей художественной карьеры, Маммен выплескивает на волю свой очень личный стилистический плюрализм. В ее работах нет элементов борьбы с окружающим миром; чувствуется, что у художницы есть время глубоко прорабатывать каждую картину.

Имя Маммен упорно связывали с подъемом ее творчества в 1920-х годах, что всегда вызывало у Жанны неприязнь. В 1975 году в своем единственном интервью, которое Маммен дала искусствоведу Хансу Кинкелю, художница особо отметила: «Вы всегда должны писать, что мои работы были созданы между 1890 и 1975 годами ... Я всегда хотела быть просто парой глаз, незаметно прогуливающихся по миру для того, чтобы наблюдать за другими». После ее смерти друзья художницы основали Общество Жанны Маммен. Благодаря их усилиям студия Жанны на Курфюстендамме, 29, была превращена в небольшой музей с постоянной выставкой ее произведений. 1 марта 1995 года на доме, где жила Маммен, была открыта памятная табличка.

Многочисленные выставки и публикации Общества во многом способствовали тому, что сегодня Жанна Маммен известна во всем мире как талантливый и нетривиальный берлинский художник.

Автор: Рита Лозинская
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 43 работы
Жанна Маммен. Шахматный игрок
1
Шахматный игрок
1930, 36.3×48.4 см
Жанна Маммен. Перед комедией в Курфюрстендамме, ночь
3
Перед комедией в Курфюрстендамме, ночь
1930, 35.6×48.3 см
Жанна Маммен. Женщина на кресте
0
Женщина на кресте
1914, 31.2×23.5 см
Жанна Маммен. Дама с котом
2
Дама с котом
1976, 48×36 см
Жанна Маммен. Представление себя
2
Представление себя
1928, 44×33.5 см
Жанна Маммен. Перед выступлением
1
Перед выступлением
1928, 48×36 см
Жанна Маммен. Чудо
2
Чудо
1928, 48×34 см
Жанна Маммен. Гарконн
3
Гарконн
1931, 43.5×45 см
Жанна Маммен. Смерть
1
Смерть
1916, 48.4×36.3 см
Посмотреть 43 работы художника
HELP