Советский живописец и график. Сын купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1883−1886) у И. М. Прянишникова и В. Е. Маковского; преподавал там же (1903−1917) и во Вхутемасе (1918−1923). Член Союза русских художников (с 1903), передвижник (с 1915), один из организаторов ЛХРР. В жанровых композициях 1890-х годов, посвящённых быту крестьян и городских низов, был близок передвижникам социальной весомостью и зрительной убедительностью образов. Как портретист М. эволюционировал от свободной, динамичной живописи «Автопортретах (1901, Третьяковская галерея) к строгой, графичной манере 10−20-х годов.
Родился в Москве 22 сентября (4 октября) 1859 в семье фабриканта. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1883−1886), где среди его наставников были И. М. Прянишников и В. Е. Маковский. Жил преимущественно в Москве. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1913), а также «Союза русских художников».
Для его живописи конца 19 — начала 20 вв. характерно «передвижническое» бытописание (Подруги, 1893), порой социально-критическое (По этапу, 1890; обе — в Третьяковской галерее). Черты модерна резче проступили в его экспрессивных портретах (Автопортрет, 1901; М. В. Нестеров, 1913; К. Ф. Юон, 1914; оба последних — пастель; все — в Третьяковской галерее). Еще более ярким новатором он выступил в своих декоративно- прикладных работах. Иллюстрировал Сказку о царе Салтане и Руслана и Людмилу А. С. Пушкина (1898), оформлял постановки Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова (Илья Муромец В. С. Серовой, 1899; Кащей Бессмертный Н. А..Римского-Корсакова, 1902), в 1901—1903 работал в имении княгини М. К. Тенишевой «Талашкино» под Смоленском, разрабатывая дизайн мебели и утвари для организованных ею мастерских художественной резьбы. По его эскизам были выстроены и украшены «Теремок», театр и Спасская церковь-усыпальница в Талашкино (1901−1903), музей «Русская старина» в Смоленске (1904−1905), дом Перцова в Москве (1910, совместно с архитектором Н.К.Жуковым). «Русский стиль», объединяющий все эти работы — декоративно-прикладные и архитектурные, — красочно-ярок, пластичен, тесно связан с орнаментикой крестьянского фольклора.
После октябрьского переворота Малютин, крайне критически относившийся к «левому» авангарду, примкнул к молодым художникам-традиционалистам, став одним из организаторов АХРР (1922). В поздние годы демонстрировал незаурядное живописное мастерство (портрет Д. А. Фурманова, 1922; Обед артели, 1934; обе — в Третьяковской галерее), но его замечательный талант оформителя оставался невостребованным. Долгие годы (1903−1923) работал как педагог — в училище, которое окончил сам, а также во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Умер Малютин в Москве 6 декабря 1937.