войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Якопо
Амигони

Италия • 1682−1752

Биография и информация

Венецианский портретист и исторический живописец работавший во многих европейских странах в интернациональном стиле венецианского рококо. Элементы своего стиля он заимствовал у Себастьяно Риччи и во французским рококо, позднее у Тьеполо. Несколько лет Амигони работал при дворе электора Баварии, затем, в 1730 году, прибыл в Лондон, где исполнил несколько декоративных циклов (Rickmansworth, около Лондона, Moor Park Golf Club) и портретов. В 1739 он вернулся в Венецию, где пригласил Каналетто посетить Лондон (1746). В 1747 Амикони стал придворным художником испанского двора.

Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Вопрос о том, является ли он уроженцем Венеции или Неаполя, остается спорным: первый биограф художника А. Лонги в своем труде Compendio (1762) называет его венецианцем, но итальянский ученый Дж. Фьокки опубликовал в 1935 найденные им записи в книге о получении Амигони звания кавалера и ордена Калатрава (1750), где он назван неаполитанцем. Учился в Венеции у А. Балестры, а затем у А. Беллуччи из Тревизо, возможно, помогая ему в 1705—1711 в работах для замка Бенсберг в Дюссельдорфе. Влияние А. Беллуччи проявилось в ранних картинах Амигони Моисей, получающий корону и Моисей с дочерью фараона (обе — Базель, частное собрание). В Дюссельдорфе, по-видимому, познакомился с произведениями Дж. А. Пеллегрини; побывав в Риме, усвоил некоторые приемы живописи Ф. Солимены и Луки Джордано. Вероятно, до отъезда в Мюнхен в 1717 работал при дворе Иосифа I в Вене. В 1717—1729 исполнил много росписей и станковых произведений, находясь на службе при баварском дворе: росписи замков Шлейсхейм (1725—1728), Нимфенберг (1717—1723) в Мюнхене; аббатства Оттобойрен (1719), замка Лихтенберг и дворца Прейсинг в Мюнхене (не сохранились). С 1729 по 1739 жил в Англии, где имел большой успех; в 1736 посетил Париж, в 1739 возвратился в Венецию, побывал в Неаполе, Риме, в 1747—1752 находился при дворе Бурбонов в Мадриде и в Венеции. В Мадриде получил от Фердинанда VI звание "первый живописец короля" (на этом посту его сменил А. Р. Менгс), его семье была назначена особая пенсия и даровано право посещения королевских апартаментов. Последние годы работал преимущественно в Венеции, создавал алтарные образы для церквей в Прато, Эсте, Венеции. О позднем творчестве Амигони сохранилось мало сведений.

В работе раннего периода — алтарном образе венецианской церкви Сан Стае Св. Андрей и св. Екатерина — экспрессивная барочная композиция напоминает произведения Антонио Балестры, а светлая радостная колористическая гамма восходит к традиции Дж. А. Пеллегрини, тоже любившего сочетания белого, розового, зеленого, голубого цветов. В аркадийской манере венецианских "виртуозов" исполнены и работы для баварских дворцов и вилл — четыре десюдепорта для замка Нимфенберг с фигурками путти, олицетворяющими стихии огня, воды, воздуха и земли; Диана и Каллисто (Берлин, Нац. галерея), Вакх и Ариадна (частное собрание). Историческое полотно Император Макс Эммануил получает письмо от турецкого посла (Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм) свидетельствует об отсутствии у Амигони склонности к подобным торжественным композициям.

Во время пребывания в Англии Амигони начал писать портреты на фоне пейзажа (одним из первых в Италии, наряду с С. и М. Риччи), а также маленькие картинки с изображением членов семейств в домашней обстановке или в парке в манере английских мастеров (Гораций Уолпол и его семья, 1730, Норфлок, Волтерн Холл). В Англии они получили название "conversation pieces" ("сцены собеседования"), в Италии — "conversazioni".

В страну туманного Альбиона Якопо Амигони приехал вместе со своим другом — известным певцом итальянской оперы Карло Броски (1705—1782), прозванным "кастрат Фаринелли". Неаполитанец по происхождению (он был родом из селения Андрия в Апулии), Фаринелли обладал красивым сопрано, был женат на комической актрисе Марии Антонии Маркезини (она изображена на портрете кисти Амигони Фаринелли со своими друзьями, Мельбурн, Нац. галерея). Знакомство художника и Фаринелли произошло в Баварии в 1728. Амигони создал еще несколько портретов певца (Бухарест, Музей изобразительных искусств; Штутгарт, Гос. художественная галерея; Стокгольм, Нац. галерея; Рим, Музей Рима). На портрете из собрания Музея в Бухаресте Фаринелли изображен в окружении аллегорической фигуры Славы и музы лирического пения Евтерпы, которая венчает его. На полотне из Штутгарта — на фоне пейзажа с морским заливом вдали, сидящим за партитурой. Картина была написана в Мадриде, о чем свидетельствует орден Калатравы на его камзоле. С великолепным мастерством выписаны пушистые кроны деревьев, белое тонкое кружево рубашки музыканта. Мягкая палитра Амигони словно вторит внутренней грации созданного им изображения. В эти годы Фаринелли возглавлял придворную оперу Фердинанда VI, занимался постановкой опер-сериа во дворцах Мадрида и Аранхуэсе. Он был известен в музыкальных кругах, дружил с Метастазио, в Болонье его посещал Моцарт.

В Англии Амигони был близок кругу музыкантов и актеров, сохранились его рисунки к опере Генделя Аталанта, поставленной по случаю бракосочетания принца Уэльского. Некоторые полотна Амигони на мифологические сюжеты (Смерть Леандра, Падуя, частное собрание; Персей, освобождающий Андромеду, Массачусетс, Веллесли-колледж; Юнона и Меркурий, частное собрание) связаны с постановками мелодрам в театре "Линкольн ин Филдс", возможно, на них запечатлены сцены из ставившихся балетных пантомим. В Лондоне было написано полотно Дебютантка (частное собрание), на котором, по-видимому, изображена молодая актриса, стоящая с веером в руке у столика. Светлая колористическая гамма портрета напоминает палитру мастеров рококо.

По возвращении из Англии Амигони написал картину Великодушие Сципиона (1739, Турин, Королевский дворец) для туринского двора; для аббатства Монтекассино в окрестностях Неаполя — Портрет семейства Фердинанда IV (Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), созданный в духе "сцен собеседования". Амигони мало интересовал характер портретируемых (Портрет инфанты Марии Терезы, Мадрид, Прадо; Королева Мария Каролина, 1735, Лондон, Нац. портретная галерея). Произведения художника отличаются яркостью красок и изяществом композиции, характерными для живописи венецианского сеттеченто. Для аббатства в Монтекассино Амигони исполнил в 1740-е два полотна на сюжеты из истории Карла Великого (не сохранились и были записаны Ф. де Мура). Тема театра привлекала Амигони, и в позднем творчестве для своего друга Фаринелли, работавшего с 1737 в опере при испанском дворе, он написал картину Покинутая Дидона (частное собрание) по мотивам одноименной оперы Метастазио.

В 1740-е художник создал роспись виллы в Стра (Суд Париса), алтарные образы собора в Эсте Казнь св. Теклы (1742), Мадонна с Младенцем (1739—1747, Порденоне, частное собрание) и для приходской церкви в Прато (ок. Равенны) — Мадонна со св. Доменико и св. Розой из Лимы, Непорочное зачатие (1739—1747, Порденоне, Гор. музей). Аркадийский дух рококо и светлая палитра художника привносят в них чувство радостного мироощущения, как и в работах С. Риччи, персонажи переданы в живом общении; своими розовыми телами фигурки ангелов и путти напоминают яркие, разбросанные по холсту цветы.

Якопо Амигони был одним из последних крупных "художников-виртуозов" Венеции; его работы пользовались большой известностью в Европе еще и благодаря тому, что многие из них были воспроизведены в гравюре самим Амигони и такими талантливыми граверами, как Й. Вагнер (они познакомились еще в Мюнхене, и затем Вагнер учился в Риме), Дж. Бартолоцци, Дж. Вольпато, К. Флиппар.