войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Алексей
Валентинович Ляпин

Беларусь • Минск • родился в 1966 • художник, коллекционер
ВОЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ
Алексея Валентиновича Ляпина.
Я родился 13 мая 1966 года в маленьком, провинциальном, белорусском городке Мозыре, в семье служащих. Моя мать работала инженером на заводе, отец нас бросил, но были живы дедушка с бабушкой. У них мы и жили.
Сначала из меня хотели сделать музыканта, купив в комиссионном магазине подержанный баян и наняв репетитора. Траты оказались напрасными. Я хотел рисовать.
Учась в школе, я вел достаточно активный образ жизни. Ездил в пионерские лагеря, ходил в походы, был художником общешкольной газеты «КОЛЮЧКА», побеждал в конкурсах рисунков на асфальте, мастерил модели кораблей, лепил из пластилина рыцарей, стрелял из лука, арбалета, рогатки. Жёг карбид в лужах и взрывал патроны в кострах, играл в футбол и гонял на велосипеде. Летом плавал в реке и море, строя на берегу причудливые песчаные замки, а зимой катался на лыжах с окрестных гор, прыгая с самодельных трамплинов.
Когда в городке открылась первая детская художественная школа, я поступил в неё без особого труда, попутно читая и перечитывая Марка Твена и Аркадия Гайдара, по детски завидуя романтической судьбе их героев…
После восьми классов начальной школы я поступил в Минское Художественное Училище имени А.К. Глебова (1981-85 г.г.).
Учился, перебиваясь с троек на четверки, но к третьему курсу потерял к учению интерес, поскольку увлёкся театром и гитарой, попав в студенческий театр «Большой Физический» при Белгосуниверситете. (Худ. Рук. Д.Г. Тытюк).
Темой диплома я выбрал иллюстрации к роману В.М. Шукшина
«Я пришел дать вам волю» ( о восстании Степана Разина), сделал эскизы…
Тему зарубили за «безидейность».
Защитившись большим портретом бабушки-ветеранки и проработав пару месяцев художником на заводе, я ушел в ряды Советской Армии (1985-87 г.г.), попав служить под Ригу, в штаб 27 корпуса ПВО. Ездил на стрельбы, чертил секретные карты, в том числе для Генштаба ПВО СССР я сделал карту пролёта Матиаса Руста, пилота-шпиона, который, нарушив государственную границу и искуссно обойдя зоны поражения, посадил свой самолётик «СЕССНА» на Красной Площади в Москве…
Дослуживал я уже в другой части, и, увольняясь, попросил направление во ВГИК имени С.А. Герасимова, заинтриговав своего начальника тем, что обещал снять правдивый фильм об этом провокационном полёте.
Во ВГИК я не поступил.
После армии, поработав плотником на МТЗ, художником-фазовщиком на киностудии «БЕЛАРУСЬФИЛЬМ», снова поступая с направлением во ВГИК, опять не прошёл по конкурсу и вернулся на киностудию. Анимационная студия кипела, как муравейник. Запускались молодые выпускники Высших Режиссерских Курсов, в том числе и я…
Взяв за основу эскизы диплома по В.М. Шукшину, я быстренько написал сценарий и, получив одобрение тогдашнего худрука киностудии О.П.Белоусова, сел за шлифовку ацетата.
Рисовать кино я решил пастелью, а для того, чтобы пастель держалась на гладкой поверхности ацетата, его сначала пришлось шлифовать наждачной бумагой. Через три месяца, фильм был снят и озвучен.
(«АНАФЕМА», 1мин.36 сек., НПО «ЦЕНТР», Минск, 1989 г.) Премьера состоялась на фестивале КРОК-1 в Киеве в том же году. Поскольку эта «АНАФЕМА» стала роковой чертой моей биографии, и следы её утеряны, я вкратце опишу сюжет.
Люди молились в церкви. Молитву прерывал разбойничий свист и появление в проёме двери силуэта новоявленного «мессии», увлекавшего народ из церкви в кровавое небо. Потом «мессия» крестообразно венчал им созданное сооружение.
Земля содрогалась.
Упав вниз «мессия» вновь становился человеком с треугольной бородой. (Персонаж художника Казимира Малевича).
Попав внутрь здания и увидав вместо икон красные квадраты, пытался их рубить, но уничтожал единственную в этом «храме» настоящую икону Богоматери с младенцем…
Дыба, топор и чёрный квадрат.
Конец фильма.
Шел 1989 год. Я ещё не был крещён, обладал очень поверхностными богословскими знаниями и неимоверной гордыней. После откровенной чертовщины начавшейся во мне и вокруг меня, мании преследования, безоглядного самоистязания и полного краха моего внутреннего мира, я был насильно помещён в психиатрическую клинику Новинки в городе Минске. В то время методы лечения, образование врачей, качество медикаментов и уровень содержания больных были очень запущенными (сейчас ещё хуже), а я тогда ещё не осознал всего ужаса собственного положения и меры страдания друзей и родных, а также людей, волей случая оказавшихся рядом со мной…
Выйдя из больницы я продолжал писать рисовать, работать и даже учиться. (Курсы художников-мультипликаторов при киностудии «КИЕВНАУЧПОПФИЛЬМ». Худ. Рук. Евгений Сивоконь).
Прошел творческий набор в студию Ф. С. Хитрука при Высших Режиссерских Курсах в городе Москве, но, по состоянию здоровья вынужден был возвратиться в город Мозырь, к матери. (1993 год).
Всё, что я наработал к тому времени, пропало.
Вторая группа инвалидности совокупно с диагнозом ПАРАНОИДАЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ были мной получены в 1994 году. Группа продлевалась комиссией каждый год.
Мне была начислена минимальная пенсия. Я продолжал писать и рисовать даже в стенах лечебницы.
С 1995 по 2000 годы, в «БЕЛОРУССКОЙ ГАЗЕТЕ» и «БЕЛОРУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ГАЗЕТЕ» была опубликована серия моих графических работ.
Попутно я сочинял песни и не раз становился лауреатом Мозырского фестиваля авторской песни «ЗВЕНИ ГИТАРА!» (Вторая премия в 1997 году, Приз Зрительсих симпатий в 1998 и 1999 годах, Гран-При в 2006 г.)
Все эти годы я старался бороться как с депрессиями, так и с периодами активности, что постоянно находит отражение в моём песенном и художественном творчестве. Работы, которые были созданы «ЗА ГРАНЬЮ РАЗУМА», я стараюсь прятать подальше, а в работах созданных «НА ГРАНИ», я хочу убедительно предостеречь и во многом уберечь зрителя и слушателя от подобных состояний.
Я верю в Бога. И, если честно, то в человеческих, только в человеческих силах, я сильно сомневаюсь. И это, наверное, не скрыть от глаз зрителя и слушателя.
С 1997 по 2004 годы, мною была создана серия графических листов (тушь, перо, бумага, карандаш, пишущая машинка) позже оформившаяся в рукописную книгу «ЛИНИЯ ДЫМА» (2007 г.)
2004 г. - Гран При Республиканского творческого конкурса БелОИ в номинации «ПРОЗА МАЛЫХ ФОРМ».
2005 г. - Лауреат Международного Фестиваля Искусства и Спорта инвалидов России и Беларуси «ТЕМП».
2007 г. - первая персональная выставка живописи и графики -
«ПТИЦА ФЕНИКС БЕЛОРУССКОГО АНДЕГРАУНДА», книги «ЛИНИЯ ДЫМА», а также презентация первого авторского диска «КАВАЛАЧАК СОНЦА». ( г. Минск, библиотека Ф. Богушевича, куратор Л.В. Косяк).
2008 - номинант Международной премии «ФИЛАНТРОП», вторая премия на конкурсе «СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР» г. Витебск, номинация ПОЭЗИЯ.
Дискография:
«Кавалачак Сонца» (2007)
«Образ жизни» (2008)
«Открытый космос» (2008)
«О чём ты умолчал» (2009)
«Чудо» (2009)
«Без названия» (2010)
2011 - проживающий Минского Психоневрологического Интерната №2 для престарелых и инвалидов.
Выставки:
«ДВЕ РЕКИ» ( г. Минск, Библиотека им. А.С. Пушкина, зима 2012 )
«КРЫЛО НАДЕЖДЫ» ( г. Минск, Национальная Библиотека Беларуси. Куратор Федор Ястреб, весна 2012 г.)
Гость фестиваля «АУТСАЙДЕРБУРГ» ( г. Санкт - Петербург, куратор Ольга Фоминых, осень 2012 г.)
«МИР ЗА ОКНОМ» ( г. Минск, Национальная Библиотека Беларуси, куратор Федор Ястреб, зима 2013 г.).
П.С.
«Когда я работаю над своими произведениями, я забываю о своём диагнозе, проблемах и Мире, как таковом. Жизнь моя обретает смысл только тогда, когда я соприкасаюсь с бумагой или холстом.
И для меня лично, счастьем является ровное и спокойное состояние, когда ты и твоё творчество становятся нужны людям и гармонично вписываются в окружающий Мир».
А.В. Ляпин
Перейти к биографии