войти
опубликовать

Фёдор
Григорьевич Кричевский

Украина • 1879−1947

Биография и информация

Фёдор Григорьевич Кричевский (22 мая 1879, Лебедин — 30 июля 1947, Ирпень, Украина) — украинский и советский живописец, профессор, видный деятель реформы художественного образования, первый ректор Украинской академии художеств.

Особенности творчества художника Федора Кричевского: любитель творческого эксперимента, Кричевский вводил в свои работы разнообразные стили. В его картинах есть место импрессионизму и символизму, и даже авангарду – однако все это только дополнения к основному направлению – реализму. Всю творческую жизнь Кричевский особое внимание уделял портретному жанру. Именно в портретах наиболее ярко отразились индивидуальные особенности живописной манеры художника, его гуманизм, целостность восприятия реальности, сила и красота человеческой личности. Федора Кричевского по праву считают одним из основоположников современного украинского искусства.

Известные картины художника Федора Кричевского: триптих «Жизнь», «Невеста», «Довбуш», "Три возраста",«Победители Врангеля», «Веселые доярки», «Шахтерская любовь».

Федор Кричевский родился на Харьковщине в многодетной семье земского фельдшера. Детство будущий художник провел в селе Ворожба, впитывая старинные народные обычаи и традиции. Мальчик рисовал углем, лепил, а еще очень полюбил вышивку и сам придумывал орнаменты для работ.

Начальное художественное образование Кричевский получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил в 17 лет; здесь он равнялся на выдающихся мастеров Валентина Серова и Абрама Архипова. Летние месяцы Кричевский проводил на Полтавщине в селе Шишаки, где впоследствии приобрел небольшой домик. Он обожал украинский народный быт, превосходно разбирался в вышивках, коллекционировал предметы утвари, иконы, керамику, тканые ковры.

В 1903 году юноша уехал в столицу и поступил в Петербургскую академию художеств, где учился в мастерской Ильи Репина и Дмитрия Кардовского, а позже – у известного баталиста Франца Рубо. Программная академическая картина «Невеста» принесла Кричевскому большой успех и утвердила его творческую индивидуальность. Сила и значимость народных образов стали характерными для всего дальнейшего творческого пути художника. Многие годы в тени оставалась еще одна картина Кричевского-выпускника – «Оплакивание Христа» (1910), которую в советское время не экспонировали. Получив академическую пенсию, Кричевский уехал за границу, побывал в Риме и Венеции, Париже и Берлине, учился в Вене у Густава Климта.

По возвращению Федор Кричевский поселился в Киеве, в 1913 году начал преподавательскую деятельность в Киевском художественном училище, которое возглавил год спустя. После революции 1917 года Кричевский принял активное участие в становлении новой украинской художественной школы. Он стал первым ректором Украинской академии художеств, где преподавал с 1918 по 1922 годы. Художник вел напряженные полемические творческие споры с коллегой Михаилом Бойчуком и его учениками, отстаивая станковизм в противовес аскетичной монументальной живописи Бойчука. В споре родились картины «Комсомолка (Девушка с книгой)» и «Мальчик с птичкой» (1923-1924), в которых Кричевский применил технику Бойчука – обе работы написаны темперой на доске.

После небольшого перерыва Кричевский продолжил преподавать – уже в Киевском государственном художественном институте. Его учениками были такие известные впоследствии художники, как Владимир Костецкий, Георгий Мелихов, Евгений Волобуев, Петр Слёта, Сергей Григорьев, Анатолий Петрицкий, Татьяна Яблонская. В 1930-е годы Кричевский основал объединение украинских мастеров «УМО». При том, что советскую власть художник не особо любил, и портретов вождей не писал, в 1940 году Кричевскому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств УССР.

Во время Великой отечественной войны Кричевский и его жена остались на оккупированных немцами территориях. В 1944 году художник попытался выехать за рубеж, но безуспешно. Его арестовали, лишили всех званий, возможности преподавать, и выпустили из застенков НКВД только после ходатайства Максима Рыльского. Последние годы художник провел в Ирпене под Киевом, где и умер в 1947 году от голода и болезней.