Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Александр Александрович Мурашко
Украина 1875−1919
Подписаться9             
Подписаться9             
Биография и информация
 
Александр Александрович Мурашко (26 августа 1875, Киев — 14 июня 1919, Киев) — украинский художник, писавший по большей части портреты. Родился и вырос в Киеве, учился в Петербургской академии художеств, затем три года провел в Европе, в том числе в Париже и Мюнхене. Стоял у истоков киевской Художественной академии. Трагически погиб в 1919 году.

Особенности творчества художника Александра Мурашко: начинал учиться живописи, копируя образа Виктора Васнецова со стен Владимирского собора в Киеве. Вероятно, это наложило отпечаток на все дальнейшее творчество Мурашко, и он стал портретистом. Чаще всего художник изображал свою семью, друзей и близких знакомых, не находя интереса в написании портретов на заказ. После путешествия в Париж, где Мурашко знакомится с творчеством импрессионистов, его работы часто становятся насыщенными солнцем, он экспериментирует с бликами и тенями.

Известные картины Александра Мурашко: «Карусель», «Похороны кошевого», «Автопортрет», «Сельская семья», «Портрет девушки в красной шляпе», «Благовещение».

Имя художника Александра Мурашко почему-то не слишком хорошо известно широкой публике, несмотря на то, что под его картины в Национальном художественном музее Украины отведен целый зал, а в 2015 году Нацбанк Украины увековечил его на памятной коллекционной монете. Тем не менее, он стал одним из тех культурных деятелей, которые прославили Украину в Европе. Благодаря невероятному упорству и преданности раз и навсегда выбранной стезе застенчивому мальчишке, сыну резчика по дереву, удалось поступить в Петербургскую академию художеств в класс самого Ильи Репина. Через всю жизнь Александр Мурашко пронес всепоглощающую любовь к живописи, и мог бы творить до самой старости, если бы ему позволили до нее дожить.

Начало и конец


В 1900 году Александр Мурашко выпускался из Петербургской академии художеств. Его творческий путь был тернистым. Сначала Мурашко не удалось поступить в академию, и он попадает в Высшее художественное училище. Лишь спустя два с половиной года его амбициозная мечта сбылась. Здесь юному живописцу тоже пришлось непросто: Репин далеко не сразу разглядел талант своего подопечного. Но и с этим препятствием Александру удалось справиться. И за свои труды он получил награду, о которой не мог даже мечтать: его картина «Похороны кошевого», представленная на конкурс при окончании учебы, завоевала золотую медаль и подарила Мурашко право на обучение за границей за счет академии.

Работа «Похороны кошевого» написана была, конечно же, под влиянием репинских «Запорожцев», но совсем с другим настроением. Мурашко пишет скорбное шествие казаков сумрачными красками, темный лес будто бы наступает на них со всех сторон, лишь огоньки свечей выхватывают лица из темноты. Особенно детально и тщательно прописан старый казак с булавой (по некоторым данным, прототипом этого персонажа стал писатель Михаил Старицкий). А центральной деталью картины становится гроб кошевого, накрытый красной тканью — самое яркое пятно на полотне.

Спустя 19 лет гроб с телом Александра Мурашко, накрытый красной тканью, его студенты и коллеги-художники несли на руках от Художественной академии до Лукьяновского кладбища. По некоторым свидетельствам, художник стал одной из жертв «интеллигентских чисток» в Киеве. Его жизнь оборвали «трое неизвестных» выстрелом в затылок.

Трудный путь


В детстве Саша Крачковский (позже взявший фамилию отчима) был очень тихим и застенчивым мальчиком, он даже немного заикался. Тем не менее, ему хватило силы духа и характера выступить против отчима Александра Ивановича, считавшего мечту мальчика стать художником дурью и блажью (сам старший Мурашко имел иконописную мастерскую, хотел приобщить к своему делу сына, но у того были собственные вкусы и планы в искусстве). Саша сбежал из дому, ночевал где придется и одно время сильно болел, но позже, заручившись поддержкой дяди Николая Мурашко (1, 2) и Адриана Прахова, все же вернулся. Отчим перестал противиться, и все свободное время мальчик стал проводить во Владимирском соборе, который расписывали знаменитые живописцы под предводительством Прахова, в том числе и Виктор Васнецов. Саша стал учиться в «рисовальной школе» своего дяди, а в соборе копировал работы Васнецова, который одним из первых разглядел в нем талант.

Крошечными шагами Александр двигался к своей мечте — поступить в Петербургскую академию художеств.
И ему это удалось, пускай и не сразу. Удивительная целеустремленность помогла Мурашко даже попасть в класс Ильи Репина. Хотя был момент, когда Александр, усомнившись в себе, хотел перейти на обучение к другому преподавателю. Но затем, отправившись на каникулы на родину, он привез в академию несколько пейзажей, показал их Репину, и мэтр наконец-то обратил на него внимание.

Возможность отправиться в путешествие по Европе, чтобы отшлифовать свой талант, стала для Мурашко настоящим подарком. Неизгладимое впечатление на него произвели работы импрессионистов, уже получивших признание. В Париже он впервые начинает экспериментировать с игрой света, а в Мюнхене погружается в мир торжественно марширующего по Европе модерна. Однако Мурашко не поддается модному течению, и до конца своих дней остается реалистом с импрессионистским налетом.

Киев


Родной город всегда оставался для Александра Мурашко самым любимым местом на Земле. Ни Петербург с его столичным флером, ни Париж с богемной публикой и яркими огнями разгульной жизни, ни Мюнхен с новомодными художественными веяниями не смогли вытеснить Киев из сердца художника. После путешествия по Европе он на какое-то время возвращается в Петербург, однако, прожив здесь еще три года, в 1907 году снова переезжает в Киев. «Тут светло, — пишет он, — тут солнце, тут чудесная природа, тут своя культура».

Только с Киевом Мурашко связывает свое будущее и изо всех сил старается развивать местную живопись, поддерживая молодых художников. В 1909—1912 годах он преподает в Киевском художественном училище, созданном на базе школы Николая Мурашко, а в 1918 году открывает собственную «Художественную студию», в которой обучали рисунку, живописи и скульптуре. Идеи художника были для Киева на тот момент новаторскими и нестандартными. Его ученики сразу начинали рисовать с натуры углем и карандашом, а позже переходили к изучению живописи и анатомии. Мурашко мечтал создать совершенно новое учебное заведение, которое в будущем могло бы составить конкуренцию Петербургской академии художеств.

Первая мировая война могла бы поставить крест на амбициозных планах Мурашко, но, казалось, новые трудности только придали ему сил. И, наконец, в 1917 году в Киеве открывается учебное заведение, которое без преувеличения можно назвать детищем Александра Мурашко — Академия художеств, которая, сменив множество названий и руководителей, продолжает исполнять мечту одного целеустремленного и увлеченного художника.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander
Mariana Ferreyra
+18

Лента
В 1901 году, когда Александр Мурашко впервые приехал в Париж, чтобы учиться настоящей европейской живописи, творчество импрессионистов здесь уже перестало считаться чем-то из ряда вон выходящим. Но для молодого художника, которому в юности прочили карьеру иконописца, игры света и тени на их полотнах стали настоящим откровением. Даже модерн, наступавший импрессионизму на пятки, не смог перебить это впечатление. Понемногу оттачивая свое мастерство в путешествиях по Европе, а затем и после возвращения домой, Мурашко часто уделяет немалое внимание световым эффектам в своих работах.

Одной из таких работ стала довольно знаковая картина в творчестве художника – «Благовещение». Примечательно то, что это единственное полотно на религиозную тематику, написанное Мурашко. Чаще всего он писал своих современников, даже в тех сюжетах, которые подсказывало ему воображение. Здесь же героев картины сложно отнести к какой-либо эпохе. Девушка, стоящая на коленях на плетеном коврике и, по всей видимости, занятая вышивкой, может быть родом из любого времени. С другой стороны, резная деревянная веранда и цветы в горшках скорее говорят о том, что эти детали Мурашко писал с натуры.

Позже художник рассказывал, как ему пришел в голову этот сюжет. Дело в том, что в их дом часто наведывались самые разные гости, и однажды он увидел девушку, бесшумно отодвинувшую занавеску и вошедшую в гостиную. В воображении художника девушка превратилась в архангела Гавриила, пришедшего к Марии с благой вестью – почти бесплотную фигуру с закрытыми глазами, просвечиваемую солнцем. Эта тихая и какая-то очень домашняя сцена вместе с тем удивительным образом передает всю торжественность момента.

Автор: Евгения Сидельникова
Александр Александрович Мурашко. Благовещение
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Когда в 1904 году после путешествия по Европе Александр Мурашко вернулся в Петербург, он уже ничем не напоминал того скромного мальчика, который когда-то был одержим почти несбыточной мечтой о поступлении в Академию художеств. В нем окончательно утвердилась уверенность в себе и собственных силах, появился определенный европейский лоск. Но самое главное – его голова была полна совершенно новых идей, которые подарили ему Париж и Мюнхен, и которые он позже будет воплощать в жизнь в своей «художественной студии». А отправной точкой зрелого периода творчества Александра Мурашко стала картина «Карусель». К слову, изображать катающихся на качелях и каруселях любили импрессионисты (1, 2, 3, 4) - это ведь идеальная для импрессиониста натура: динамика, беззаботность, сложная, но вдохновляющая задача поймать момент. 

Об этой картине художник говорил: «Мне хотелось передать весь вихрь движения карусели, весь блеск ее балаганных украшений, стыдливость и радость деревенских девушек, которые впервые попали в город, накупили себе городских обнов, нарядились и впервые в жизни сели на деревянных коней карусели…» И действительно, карусель всегда была ярким, шумным, завораживающим центром любой ярмарки или балагана. Глядя на работу Мурашко, как будто слышишь звонкий девичий смех, крики зазывал и торговцев, видишь яркие огни и ощущаешь запахи разномастной ярмарочной еды. Эти чувства вызывает даже эскиз, который хранится в Национальном художественном музее в Киеве.

Сама же картина стала дебютной работой Александра Мурашко, представленной на Международной выставке в Мюнхене в 1909 году. За нее художник был награжден Золотой медалью, и полотно прямо с выставки уехало в Королевскую галерею Будапешта. Мурашко пригласили участвовать в Международных выставках в Берлине и Венеции, он получил несколько предложений об организации персональных выставок, благодаря чему и прославился в Европе.

Автор: Евгения Сидельникова
Александр Александрович Мурашко. Карусель. Эскиз
Вся лента
Работы художника
всего 59 работ
Александр Александрович Мурашко. Благовещение
10
Благовещение
1909, 198×169 см
Александр Александрович Мурашко. Карусель. Эскиз
0
Карусель. Эскиз
1905, 40×40 см
Александр Александрович Мурашко. Портрет девушки в красной шляпе
4
Портрет девушки в красной шляпе
1903, 80×65 см
Александр Александрович Мурашко. Прачка
2
Прачка
1914, 94×90 см
Александр Александрович Мурашко. Женщина с настурциями
1
Женщина с настурциями
1918, 92×66 см
Александр Александрович Мурашко. Мак
5
Мак
1898, 143×98 см
Александр Александрович Мурашко. Сельская семья
2
Сельская семья
1914, 140×136 см
Александр Александрович Мурашко. Автопортрет
1
Автопортрет
1917, 48×44 см
Александр Александрович Мурашко. Автопортрет
1
Автопортрет
1917, 110×60 см
Посмотреть все 59 работ художника
HELP