Регистрация
Александр Александрович Мурашко
Украина 1875−1919
Подписаться13             
Подписаться13             
Биография и информация
 
Александр Александрович Мурашко (26 августа 1875, Киев — 14 июня 1919, Киев) — украинский художник, писавший по большей части портреты. Родился и вырос в Киеве, учился в Петербургской академии художеств, затем три года провел в Европе, в том числе в Париже и Мюнхене. Стоял у истоков киевской Художественной академии. Трагически погиб в 1919 году.

Особенности творчества художника Александра Мурашко: начинал учиться живописи, копируя образа Виктора Васнецова со стен Владимирского собора в Киеве. Вероятно, это наложило отпечаток на все дальнейшее творчество Мурашко, и он стал портретистом. Чаще всего художник изображал свою семью, друзей и близких знакомых, не находя интереса в написании портретов на заказ. После путешествия в Париж, где Мурашко знакомится с творчеством импрессионистов, его работы часто становятся насыщенными солнцем, он экспериментирует с бликами и тенями.

Известные картины Александра Мурашко: «Карусель», «Похороны кошевого», «Автопортрет», «Сельская семья», «Портрет девушки в красной шляпе», «Благовещение».

Имя художника Александра Мурашко почему-то не слишком хорошо известно широкой публике, несмотря на то, что под его картины в Национальном художественном музее Украины отведен целый зал, а в 2015 году Нацбанк Украины увековечил его на памятной коллекционной монете. Тем не менее, он стал одним из тех культурных деятелей, которые прославили Украину в Европе. Благодаря невероятному упорству и преданности раз и навсегда выбранной стезе застенчивому мальчишке, сыну резчика по дереву, удалось поступить в Петербургскую академию художеств в класс самого Ильи Репина. Через всю жизнь Александр Мурашко пронес всепоглощающую любовь к живописи, и мог бы творить до самой старости, если бы ему позволили до нее дожить.

Начало и конец


В 1900 году Александр Мурашко выпускался из Петербургской академии художеств. Его творческий путь был тернистым. Сначала Мурашко не удалось поступить в академию, и он попадает в Высшее художественное училище. Лишь спустя два с половиной года его амбициозная мечта сбылась. Здесь юному живописцу тоже пришлось непросто: Репин далеко не сразу разглядел талант своего подопечного. Но и с этим препятствием Александру удалось справиться. И за свои труды он получил награду, о которой не мог даже мечтать: его картина «Похороны кошевого», представленная на конкурс при окончании учебы, завоевала золотую медаль и подарила Мурашко право на обучение за границей за счет академии.

Работа «Похороны кошевого» написана была, конечно же, под влиянием репинских «Запорожцев», но совсем с другим настроением. Мурашко пишет скорбное шествие казаков сумрачными красками, темный лес будто бы наступает на них со всех сторон, лишь огоньки свечей выхватывают лица из темноты. Особенно детально и тщательно прописан старый казак с булавой (по некоторым данным, прототипом этого персонажа стал писатель Михаил Старицкий). А центральной деталью картины становится гроб кошевого, накрытый красной тканью — самое яркое пятно на полотне.

Спустя 19 лет гроб с телом Александра Мурашко, накрытый красной тканью, его студенты и коллеги-художники несли на руках от Художественной академии до Лукьяновского кладбища. По некоторым свидетельствам, художник стал одной из жертв «интеллигентских чисток» в Киеве. Его жизнь оборвали «трое неизвестных» выстрелом в затылок.

Трудный путь


В детстве Саша Крачковский (позже взявший фамилию отчима) был очень тихим и застенчивым мальчиком, он даже немного заикался. Тем не менее, ему хватило силы духа и характера выступить против отчима Александра Ивановича, считавшего мечту мальчика стать художником дурью и блажью (сам старший Мурашко имел иконописную мастерскую, хотел приобщить к своему делу сына, но у того были собственные вкусы и планы в искусстве). Саша сбежал из дому, ночевал где придется и одно время сильно болел, но позже, заручившись поддержкой дяди Николая Мурашко (1, 2) и Адриана Прахова, все же вернулся. Отчим перестал противиться, и все свободное время мальчик стал проводить во Владимирском соборе, который расписывали знаменитые живописцы под предводительством Прахова, в том числе и Виктор Васнецов. Саша стал учиться в «рисовальной школе» своего дяди, а в соборе копировал работы Васнецова, который одним из первых разглядел в нем талант.

Крошечными шагами Александр двигался к своей мечте — поступить в Петербургскую академию художеств.
И ему это удалось, пускай и не сразу. Удивительная целеустремленность помогла Мурашко даже попасть в класс Ильи Репина. Хотя был момент, когда Александр, усомнившись в себе, хотел перейти на обучение к другому преподавателю. Но затем, отправившись на каникулы на родину, он привез в академию несколько пейзажей, показал их Репину, и мэтр наконец-то обратил на него внимание.

Возможность отправиться в путешествие по Европе, чтобы отшлифовать свой талант, стала для Мурашко настоящим подарком. Неизгладимое впечатление на него произвели работы импрессионистов, уже получивших признание. В Париже он впервые начинает экспериментировать с игрой света, а в Мюнхене погружается в мир торжественно марширующего по Европе модерна. Однако Мурашко не поддается модному течению, и до конца своих дней остается реалистом с импрессионистским налетом.

Киев


Родной город всегда оставался для Александра Мурашко самым любимым местом на Земле. Ни Петербург с его столичным флером, ни Париж с богемной публикой и яркими огнями разгульной жизни, ни Мюнхен с новомодными художественными веяниями не смогли вытеснить Киев из сердца художника. После путешествия по Европе он на какое-то время возвращается в Петербург, однако, прожив здесь еще три года, в 1907 году снова переезжает в Киев. «Тут светло, — пишет он, — тут солнце, тут чудесная природа, тут своя культура».

Только с Киевом Мурашко связывает свое будущее и изо всех сил старается развивать местную живопись, поддерживая молодых художников. В 1909—1912 годах он преподает в Киевском художественном училище, созданном на базе школы Николая Мурашко, а в 1918 году открывает собственную «Художественную студию», в которой обучали рисунку, живописи и скульптуре. Идеи художника были для Киева на тот момент новаторскими и нестандартными. Его ученики сразу начинали рисовать с натуры углем и карандашом, а позже переходили к изучению живописи и анатомии. Мурашко мечтал создать совершенно новое учебное заведение, которое в будущем могло бы составить конкуренцию Петербургской академии художеств.

Первая мировая война могла бы поставить крест на амбициозных планах Мурашко, но, казалось, новые трудности только придали ему сил. И, наконец, в 1917 году в Киеве открывается учебное заведение, которое без преувеличения можно назвать детищем Александра Мурашко — Академия художеств, которая, сменив множество названий и руководителей, продолжает исполнять мечту одного целеустремленного и увлеченного художника.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander
Mariana Ferreyra
+26

Лента
В 1901 году, когда Александр Мурашко впервые приехал в Париж, чтобы учиться настоящей европейской живописи, творчество импрессионистов здесь уже перестало считаться чем-то из ряда вон выходящим. Но для молодого художника, которому в юности прочили карьеру иконописца, игры света и тени на их…Весь текст
Александр Александрович Мурашко. Благовещение
Благовещение
Александр Александрович Мурашко
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Когда в 1904 году после путешествия по Европе Александр Мурашко вернулся в Петербург, он уже ничем не напоминал того скромного мальчика, который когда-то был одержим почти несбыточной мечтой о поступлении в Академию художеств. В нем окончательно утвердилась уверенность в себе и собственных силах…Весь текст
Александр Александрович Мурашко. Карусель. Эскиз
Карусель. Эскиз
Александр Александрович Мурашко
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 59 работ
Александр Александрович Мурашко. Благовещение
15
Благовещение
1909, 198×169 см
Александр Александрович Мурашко. Карусель. Эскиз
1
Карусель. Эскиз
1905, 40×40 см
Александр Александрович Мурашко. Портрет девушки в красной шляпе
4
Портрет девушки в красной шляпе
1903, 80×65 см
Александр Александрович Мурашко. Прачка
2
Прачка
1914, 94×90 см
Александр Александрович Мурашко. Женщина с настурциями
1
Женщина с настурциями
1918, 92×66 см
Александр Александрович Мурашко. Мак
5
Мак
1898, 143×98 см
Александр Александрович Мурашко. Сельская семья
3
Сельская семья
1914, 140×136 см
Александр Александрович Мурашко. Автопортрет
1
Автопортрет
1917, 48×44 см
Александр Александрович Мурашко. Автопортрет
1
Автопортрет
1917, 110×60 см
Посмотреть все 59 работ художника
HELP