войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Святой Иоанн Креститель в пустыне

Иероним Босх • Живопись, 1489, 48.5×40.5 см
$54
Цифровая версия: 7.2 MB
4123 × 5001 px • JPEG
40.5 × 48.5 см • 259 dpi
69.8 × 84.7 см • 150 dpi
34.9 × 42.3 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
1
О работе
Альтернативные названия: Святой Иоанн Креститель в раздумьях
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1489
Размер: 48.5×40.5 см
Работа в подборках: 47 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Святой Иоанн Креститель в пустыне»

Тема разнузданных земных наслаждений, вопреки расхожему мнению, не была главенствующей у Босха. Не менее часто художник обращался с темам святости и молитвы, медитации и аскезы. Как пример праведно прожитой жизни, в творчестве Иеронима Босха чаще всего фигурируют отшельники – те, кто удалился от мира, лежащего во зле, чтобы, оставшись наедине с собой и Богом, каяться и молиться. Таковы родоначальник отшельнического монашества святой Антоний, молящийся в пустыне книжник Иероним и евангельский Иоанн Креститель.

Иоанн Креститель


Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – последний по времени из библейских пророков, прямой предшественник Иисуса Христа, чьей задачей было «подготовить Ему путь». Иоанн призывал народ Израиля к покаянию и крестил водой, объясняя, что Идущий за ним будет крестить святым духом. Если Иисуса Христа фарисеи могли упрекнуть в том, что Он не постится, а напротив, не гнушается есть и пить с мытарями и грешниками, то Иоанн Креститель – это образ совершенного аскета, жившего в пустыне, носившего грубую шерстяную накидку и питавшегося «акридами (саранчой) и диким мёдом».

Пейзаж


У современного зрителя может возникнуть закономерный вопрос: почему место, куда удалился Иоанн Креститель, на картине Босха так мало напоминает пустыню? Действительно, вокруг зеленеют деревья и кустарники, рядом с Предтечей зреет экзотический плод, а трава – настолько зелёная и сочная, что лежащий неподалёку от Иоанна ягнёнок наверняка не испытывает голода. Дело в том, что во времена Босха слово «пустыня» в нидерландском языке не ассоциировалось с бесплодными песками. Скорее, речь шла о безлюдной местности. В том же десятилетии, что и картина Босха, был написан «Иоанн Креститель» другого художника из Нидерландов, Гертгена тот Синт Янса. На ней «пустыня» также состоит из зеленых холмов, перерезанных ручьями, и красивых деревьев.

Искусствоведы усматривают в картине Босха «Иоанн Креститель» влияние Синт Янса. Но если у последнего пейзаж целиком реалистичен, то Босх остаётся Босхом, когда изображает характерное фантастическое растение с колючками, изысканно изгибающимся стеблем и роскошным перезревшим плодом (подобные можно встретить и на других его картинах), олицетворяющим всю сладость земных искушений и соблазнов. Почти всегда такие плоды у Босха имеют великолепную оболочку, напоминающую яркий, ароматный и спелый фрукт, но с гнилым нутром и смертельными семенами. Чтобы в этом не оставалось сомнений, художник пишет трёх птиц: одна из них сидит на бутоне у верхнего края картины (она не клюёт плод порока, поэтому ей ничего не угрожает), вторая выклёвывает середину созревшего плода, а третья, очевидно, недавно насытившаяся той же пищей, уже лежит мёртвая кверху лапками внизу, на плите, на которую опирается Иоанн. Листья растения напоминают чертополох – символ первородного греха. На духовные опасности и соблазны указывает и скала с причудливыми очертаниями на дальнем плане, напоминающая «фонтаны жизни» из «Сада земных наслаждений».

Ягнёнок


Примостившийся под обломком скалы белый ягнёнок символизирует Иисуса Христа, в соответствии с евангельской Его трактовкой как безгрешного агнца, который приносится в жертву во искупление человеческих грехов. Иоанн у Босха указывает на ягнёнка пальцем. Этот жест – прямая живописная параллель к словам, которые произносит Креститель в Евангелии от Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29)

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии(1)