Регистрация

Несение креста

Предложить название
1510-е , 83.5×76.7 см • Масло, Дерево

Описание картины «Несение креста»

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское.

«Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:

Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.


«Несение креста» - имитация?

Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).


Отличие гентского «Несения креста» от венского

В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.

Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.

Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?

Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).

Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Северное Возрождение, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Иероним Босх. Низвержение восставших ангелов. Диптих Ад и Потоп. Правая створка
  • Иероним Босх. Несение креста
Готика
Собирает Timur Zima
2 работы • 0 комментариев
  • Петрус Кристус. Богоматерь Сухого Дерева
  • Казимир Северинович Малевич. Церковь
  • Иероним Босх. Несение креста
Церква, Исусс
Собирает Teora Flid
3 работы • 0 комментариев
  • Иероним Босх. Корабль дураков
  • Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи
  • Иероним Босх. Воз сена
Босх Иероним
6 работ • 0 комментариев
  • Ян Брейгель Старший. Цветы в вазе
  • Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня
  • Питер Брейгель Старший. Пейзаж с падением Икара
Моя коллекция
Собирает Ian Riccio
117 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Иероним Босх. Адская река. Полиптих Видения загробного мира (Блаженные и проклятые). Правая панель
5
Адская река. Полиптих Видения загробного мира (Блаженные и проклятые). Правая панель
Иероним Босх
1516, 86.5×39.5 см
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия
6
Аллегория чревоугодия и любострастия
Иероним Босх
1490-е , 34.9×31.4 см
Иероним Босх. Страшный суд
33
Страшный суд
Иероним Босх
1500-е , 163.7×247 см
Тициан Вечеллио. Портрет девушки с мехом
6
Портрет девушки с мехом
Тициан Вечеллио
1535, 95.5×63.7 см
Комментарии
Игорь Савков
, 19 февраля 22:46 0
Судя по чертам лица, которые изобразил художник- не римляне распяли Спасителя!
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP