войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Георгий
Богданович Якулов

Россия • 1884−1928

Георгий Богданович Якулов: (арм.:Յակուլյան Գևորգ Բոգդանի, 2 (14 по ст. стилю) января 1884, Тифлис — 28 декабря 1928, Ереван). Живописец, театральный художник, авангардист, автор «теории разноцветных солнц».

Особенности творчества художника Георгия Богдановича Якулова: Якулов вошел в историю искусств как художник-авангардист, однако сам он не причислял себя к какому-либо конкретному художественному направлению. Его живопись яркая, контрастная, ритмичная. Особое место художник уделял свету, который в виде солнечных лучей нередко пересекает композиции на его полотнах. Именно свет и цвет становятся в основе его «теории разноцветных солнц». Сочетание восточного темперамента и европейской сдержанности придало его творчеству особую притягательность. Якулов был моден и популярен. Художник получил две высшие награды Всемирной выставки декоративного искусства, работал с Е. Вахтанговым, А. Таировым, Р. Симоновым., Мейерхольдом и С. Дягилевым.

Известные картины художника Георгия Богдановича Якулова: «Улица», «Кафешантан», «Скачки», «Портрет А.Г. Коонен».

Юные годы и незаконченное образование


Георгий Якулов, по происхождению грузин, родился в Ереване и был девятым ребенком в семье. Мальчик рано лишился отца, и мать принимает решение перевезти семью в Москву. Отношения Жоржа — именно так звали мальчика родные — с матерью были трепетными, и, уже будучи взрослым мужчиной, он продолжал ее боготворить. В своих письмах он писал ей: «Нет человека… которому я был обязан так, как Тебе!».

Несмотря на бытовые сложности, мать уделяет много внимания младшему сыну, развивает в нем творческую личность. В 1893 году мальчик начинает учиться в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Но темперамент дает о себе знать: Якулова выгоняют за неподчинение правилам.

Следующий шаг — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И опять учеба не задалась: молодой автор предпочитает работать в одиночестве дома вместо посещения занятий, где преподаватели «навязывают свое мнение». Училище он не заканчивает, а значит - никакой отсрочки от фронта. Якулов оказывается на войне.

Рождение теории разноцветных солнц


Якулов храбро сражается на Русско-японской войне, вдохновляет товарищей, но получает ранение под Харбином. Именно на фронте художника посещает идея о теории солнечного света. Он подробно описывает в своей автобиографии мысли, которые приходили ему в голову при рассматривании пейзажа в призматический бинокль. Именно от солнца, пишет он, зависит восприятие человеком цвета: «Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии желтое, то, очевидно, солнце есть та сила, которая движет культуры, как планеты вокруг себя, сообщая каждой из них ее собственный ритм...».

Так родилась уникальная теория живописца, который так и не получил системного художественного образования, но, тем не менее, вывел и сформировал свое собственное представление о таком сложном понятии, как цвет и свет. О своей теории Якулов заявил в 1906 году.

Первый успех Якулова


После войны Георгий Якулов представляет свою картину «Скачки» на выставке «Московского товарищества художников». Это первый успех художника. Построение картины, которое он здесь использует, перекочуют во многие его работы в будущем: «я построил композицию скачек в вихревом (барочном) движении с китайской линеарной графичностью и акварельной прозрачностью влажного спектра Китая».

Следующая выставка в 1908 году положила начало его профессиональной карьере. Сам Серов отмечает работы Якулова.

Год спустя он представляет на суд публике еще две знаменитые работы - «Улица» и «Пожарная команда».

В 1910-х года Якулов занимается оформлением балов, творческих вечеров, литературных кабаре и выставок. Роспись кафе «Питтореск» вызывает особо бурную реакцию посетителей и критиков. «Здорово и быстро он расписал стекла бешено яркими прозрачными красками (получилось — как витражи). Запомнились огромные разноцветные куда-то мчащиеся кони да, кажется, еще петухи. Почему? Зачем? Неважно!» - вспоминает Валентина Ходасевич.

В 1911-1912 годах Якулов живет в Париже, где знакомится с Пикассо и находит настоящих друзей и единомышленников — супружескую пару Робера и Соню Делоне. Им он рассказывает о своей солнечной теории, и находит не просто поддержку, а идейное понимание.

В 1914 году статья о теории Якулова «Голубое солнце» выходит в журнале «Альциона».

Якулов в театре


1920-е годы — это время активной работы в театре. Его декорации и сценические постановки невероятно популярны. Якулов сотрудничает с лучшими театрами и режиссерами своего времени. Он организовывает пространство сцены для Мейерхольда («Мистерия Буфф» Маяковского) и Таирова. За десять лет автор оформляет 26 спектаклей.

Ошеломительным успехом становится работа с Сергеем Дягилевым над балетом С. Прокофьева «Стальной скок» в Париже. Сам Прокофиев считает этот балет «большевистским», поэтому для оформления требуется художник из молодого советского государства. Якулов выполняет не только эскизы к декорациям, но и пишет либретто. Публика в восторге вызывает художника на сцену 8 раз.

Жена художника и булгаковские героини


Современники Якулова считали, что семейная жизнь художника не сложилась. Его жену Наталью Юльевну Шиф считали легкомысленной, однако яркой и экстравагантной женщиной. «Когда она шла или там на машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая… надевала платье прямо на голое тело или пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов» - вспоминает Т. Лаппа — первая супруга М. Булгакова. Жену Якулова исследователи его творчества считают прообразом Геллы из романа «Мастер и Маргарита» Булгакова. Хранительница домашнего очага художника? Нет, скорее представительница богемы, первая российская манекенщица, которая может и наряд себе соорудить – Наталья работала костюмером в Камерном театре.

Семья живет на Большой Садовой в Москве, где часто устраиваются пышные приемы и шумные вечеринки. В мастерскую к художнику заглядывает весь свет НЭПовской России, даже сам Луначарский. Здесь знакомятся Айседора Дункан и Сергей Есенин. «Дверь их мастерской была открыта днем и ночью, и там постоянно собирались художники, поэты, актеры и какие-то друзья из Армении» - делится впечатлением Н. Кончаловская. Впрочем, гости там бывали и не вполне благополучные…

Многие литературоведы утверждают, что Зоя Пельц - героиня булгаковской «Зойкиной квартиры» - списана с жены художника. Любопытно, что в декорациях пьесы в театре Вахтангова был откровенно использован интерьер дома Якуловых на Садовой, так что после премьеры за мастерской утвердилось прозвище «Зойкина квартира».

Эксцентричные выходки Шиф укладывались и в легенду о том, что и «костюм» булгаковской Маргариты после бала Сатаны (черный плащ на голое тело) – ее заслуга. Тем более, что чета жила в доме №10, том самом, с «нехорошей» квартирой.

Последние годы


Конец 20-х годов — это тяжелое время для художника. Он много пьет, болеет воспалением легких, заказов становится все меньше. Автор вынужден понемногу распродавать роскошную обстановку своей мастерской: зеркала, мебель, ковры.

По совету врачей он отправляется в Армению, а по дороге посещает родной Тифлис. В Армении он общается с друзьями, пишет пейзажи и готовится к 25-летнему творческому юбилею.

28 декабря 1928 года Георгий Якулов, не дожив до 45 лет, умирает от туберкулеза. Его тело распорядились перевези в Москву, где вместо чествований юбиляра были устроены пышные похороны.

Самая большая коллекция работ Георгия Якулова хранится в Ереванской картинной галерее.


Автор: Людмила Лебедева
Перейти к биографии