войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Мифологическая сцена
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1610
Размер: 170×119 см
Контент 18+
Местонахождение: Дворец Вайсенштайн
Работа в подборках: 30 подборок

Описание картины «Сусанна и старцы»

Итальянской художнице Артемизии Джентилески было всего семнадцать, когда она, прилежная ученица своего отца Орацио Джентилески, написала картину «Сусанна и старцы». Поразительны в ней две вещи. Во-первых, необычайно уверенная и энергичная манера, какой меньше всего ожидаешь от особы столь юной. А во-вторых, явный дар предвидения художницы: в каком-то смысле Артемизия очень скоро повторит судьбу библейской Сусанны.

Сусанна (в европейской традиции Сюзанна, на иврите – Шошанна) – иудейка, жившая вместе с мужем Иоакимом при дворе вавилонского царя Навуходоносора. Подобно другим евреям (в том числе пророку Даниилу), они попали в Вавилон как пленники, однако, благодаря своим талантам, смогли занять высокое положение. Сусанна отличалась редкой красотой. Однажды, когда она совершала омовение в бассейне, её узрели двое сановных стариков, занимавшие в государстве посты старейшин или судей. Вожделея Сусанну и добиваясь близости, они принялись шантажировать её. Грозились при всём народе обвинить женщину в прелюбодеяниях, если она не уступит их домогательствам. Но Сусанна предпочла тяжесть несправедливых обвинений. За несовершенные преступления суд приговорил её к смерти. На счастье, пророк Даниил смог восстановить справедливость, допросив старцев по отдельности, а затем вместе – то есть организовав нечто вроде очной ставки. За лжесвидетельство оба были казнены.

Похожая история встречается в «1001 ночи», но её истоки – ветхозаветные. Легенда о Сусанне не входит в канонический текст Ветхого Завета, но она есть в греческом переводе Книги пророка Даниила и существует в виде апокрифа, приобретшего чрезвычайную популярность в живописном искусстве со времени Возрождения. Своя «Святая Сусанна» есть у Пинтуриккио и Лоренцо Лотто, у Веронезе и Тьеполо, у Якопо Тинторетто и Якопо да Понте Бассано. После итальянцев Сусанной заинтересовались нидерландцы – сюжет активно использует Рубенс (1, 2), а также Ван Дейк и Рембрандт. Во многих из этих работ весьма сильно выражен эротический подтекст, но только не у Артемизии! Её Сусанна – прежде всего жертва, непорочная «белая лилия» (именно так переводится с иврита её имя). Джентилески рассказывает историю с точки зрения женщины, заставляет зрителей сопереживать своей героине.

Артемизии, как никому другому, была близка тема насилия и несправедливого обвинения. В возрасте 17-18 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, компаньоном и другом её отца, а затем в течение года соглашалась на отношения с Тасси, не зная, что он, во-первых, уже не раз обвинялся в изнасилованиях, а во-вторых, был женат. Дело было предано огласке. Семь месяцев длились изматывающие судебные разбирательства, в ходе которых Артемизия Джентилески, стремясь доказать, что жила с Тасси по принуждению, подвергалась публичному гинекологическому освидетельствованию, допросам и даже пыткам. В результате вина Тасси была доказана. Он получил год тюрьмы, а Артемизия – драматический, но бесценный опыт, который очень сильно повлияет на её творчество. Темы насилия и возмездия станут для художницы доминирующими (вернется она и к этому же сюжету).

Кто-то из исследователей восхищенно заметил по поводу картины, что здесь мы видим один из самых натуральных женских бюстов в истории искусства: грудь немного опустилась под собственной тяжестью, даже складочки под мышкой выписаны реалистично. Это именно женский подход и к передаче натуры, и к самой трактовке сюжета.

Сейчас «Сусанна и старцы» находится в Замке Вайсенштайн – великолепном барочном дворце, жемчужине Баварии, в коллекции которого есть и Тициан, и Рубенс, и Ван Дейк. Картина отнюдь не меркнет на их фоне, свидетельствуя, что Артемизия Джентилески была одним из наиболее выдающихся художников эпохи барокко.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии