войти
опубликовать

Михаил
Иванович Теребенев

Россия • 1795−1864

Академик, сын художника, родился в 1795 г. Обучался в академии художеств по классу портретной живописи на казенный счет. Будучи еще учеником академии T. награжден в 1810 г. малой и в 1812 г. большой серебряной медалью за рисунки с натуры; в 1814 г. получил золотую медаль за картину на заданную тему: "Русская крестьянская свадьба". В том же году он окончил курс академии по классу живописи портретов и ввиду выдающихся дарований оставлен был при академии, но в 1817 г. ушел из нее. В 1824 г. он был избран в назначенные в академики по миниатюрной живописи. На соискание звания академика ему задано было "написать в миниатюре поколенный портрет профессора скульптуры Д. Малиновского", за который в 1831 г. и был удостоен искомого звания.

Родился в семье мастера орнаментальной скульптуры по дереву Ивана Ефимовича Теребенёва, брат скульптора и рисовальщика Ивана Ивановича Теребенёва. С 1803 учился в ИАХ. За время учебы неоднократно награждался медалями: в 1810 — малой серебряной, в 1812 — большой серебряной (обе — за рисунки с натуры), в 1815 — большой золотой за картину «Русская крестьянская свадьба», которая была приобретена императрицей Марией Федоровной. В том же году получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и оставлен пенсионером при Академии до 1817 для совершенствования мастерства.

 

В 1824 по представленным в Совет ИАХ «разным миниатюрным портретам» признан «назначенным» в академики. В 1830 за миниатюрный «Портрет профессора скульптуры В. И. Демут-Малиновского» удостоен звания академика.

 

В 1832–1857 преподавал в Артиллерийском инженерном училище в Петербурге. Писал образа для иконостасов церквей, в частности Сионского собора в Тифлисе (1837), церкви Петропавловской больницы в Петербурге (1861) и других.

 

Теребенёв — один из наиболее значительных портретистов первой половины XIX века, наиболее известен как мастер миниатюрного и акварельного портрета. В произведениях следовал сложившейся традиции этого жанра. Как правило, художник выбирал погрудное или поясное изображение (в детских портретах — в рост или поколенное), представлял модель на простом односложном фоне, выполненном легкой штриховкой, уделял большое внимание передаче деталей костюма и аксессуаров (знаков отличия, украшений), часто вписывая композицию в овальную или квадратную форму. Большая их часть относится к типам камерного и полупарадного портрета, в которых художник стремился не только к раскрытию социального статуса, но также душевных качеств, внутреннего мира моделей.

 

В раннем творчестве (конец 1810-х — 1820-е) работал преимущественно как миниатюрист. Испытал влияние романтизма. В середине 1820-х обратился к акварельному портрету, первоначально более используя привычную миниатюрную, нежели акварельную технику. Большинство его произведений этого периода исполнены на коричневой бумаге, черным карандашом в сочетании с акварелью, смешанной с белилами и гуашью. Плотность цвета, почти полное отсутствие прозрачности, некоторое однообразие композиционных решений (погрудно, прямолично), придают им «деревянную» жесткость и плоскостность. Позднее художник преодолел эту скованность в использовании богатой специфики акварели, его произведения 1830-х — 1840-х обладают «живой» выразительностью, в некоторых случаях отличаются виртуозностью исполнения.

 

Произведения Теребенёва находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Перейти к биографии