войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Михаил
Васильевич Нестеров

Россия • 1862−1942

Биография и информация

Михаил Васильевич Нестеров (6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».

Особенности творчества художника Михаила Нестерова: Художник старался избегать изображения бурных страстей. Говорил, что ему интересней всего «тихий пейзаж и человек, живущей внутренней жизнью».

Известные картины Михаила Нестерова: «За приворотным зельем», «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Два лада», «Лисичка», «Святая Русь», «На Руси. Душа народа», «Дмитрий-царевич убиенный», «Философы», «Портрет академика Павлова».

Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте. Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил. Не любил свои росписи церкви в Абастумани, хотя этой работе отдал несколько лет жизни и занимался ею тщательно и ревниво, выверяя каждый штрих. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины. И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» – говорил другу, художнику Турыгину.

Ученичество


Несмотря на то, что талант к рисованию у юного Нестерова проявился и был замечен преподавателями, когда ему едва исполнилось 10 лет, к званию «Художник» он шел долго и, опять-таки, упорно. Три года проучился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1880). Потом еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).

Конечно, все это время он не только корпел над этюдами и рисунком. Успел влюбиться, жениться, стать отцом и потерять любимую супругу Машеньку (она умерла сразу после родов). При этом он будущую жену наставлял: «Ты станешь женой художника – это тяжелая работа». И в этом «наставлении» не было кокетства: для Нестерова выбранный путь предвещал прежде всего кропотливую работу и постоянное совершенствование. А это требует самоотверженности не только для самого художника, но и для его окружения.

Своим учителем поры постижения азов Нестеров считал Василия Перова. В подражании ему написал несколько картин: «В снежки» и «Карточный домик». Когда дарил своей возлюбленной Машеньке, которая впоследствии стала его женой, этюды, то непременно подписывался «ученик Перова». При этом Нестеров всегда старался преодолевать влияние на свое творчество – искал свой путь и свое место в искусстве. Позже, расписывая Владимирский собор в Киеве, он так же будет опасаться чрезмерного влияния на себя Васнецова, который был главным в работе над фресками храма.

Вера


Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Хотя он очень высоко ценил творчество своего учителя Перова, картину, наподобие Перовской «Сельский Крестный ход на Пасху», в творчестве Нестерова невозможно представить. Да, с батюшками «на веселе» ему не раз доводилось сталкиваться. Однажды, изрядно выпивший поп служил заказанную художником панихиду на могиле его первой супруги. Увиденное возмутило Нестерова, но не стало поводом для картины обличительного содержания. Художник полагал, что его творчество имеет еще и воспитательную функцию: лучше показать идеал, к которому нужно стремиться, чем фиксировать недостатки. Поэтому после такого-то инцидента он написал своего «Пустынника» (1888-1889), где показал тихий и смиренный лик настоящего православного монаха.

Вера и была главным побудительным мотивом для Нестерова при росписи храмов. Помимо Владимирского собора в Киеве, художник расписал храм Александра Невского в Абастумани (1899-1904), Марфо-Мариинскую церковь в Москве (1908-1911) и занимался росписью собора в Сумах (1913-1914). Примечательно, что его просили поработать над проектами, которые могли принести гораздо больше славы и денег. Причем просил не кто-нибудь, а члены царской семьи. Так, Нестерова приглашали расписать одну из русских церквей за границей и сулили хороший гонорар. Он отказался: ему эта работа не показалась интересной.
Росписи церквей еще раз проявили перфекционизм художника. Он всегда критически оценивал свои работы в этой области. «Может, мои образа и впрямь меня съели, ну быть может, мое призвание не образа, а картины – живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом – «опоэтизированный реализм», – записал художник в дневнике.

А когда Сергей Дягилев устроил специальную выставку с эскизами Нестерова для росписи церкви в Абастумани и даже выпустил целый журнал, этим росписям посвященный, Михаил Васильевич отнюдь не был польщен. И своему другу Александру Турыгину с горечью заметил: «Лучше бы и вовсе об этих эскизах забыть».

При этом церковную тематику в своем творчестве он развивал постоянно. Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник создал три из пяти задуманных «глав» романа: картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897–1898) и «На Волге» (1905).

Святому Сергию Радонежскому Нестеров посвятил несколько картин: «Видения отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Юность Сергия» (1893).

Но наиболее полно отражают мировоззрение Нестерова его картины «Святая Русь» (1901-1906) и «На Руси. Душа народа» (1915-1916).

Усердие и особый творческий метод Михаила Васильевича Нестерова были оценены. В 1910 году его избрали действительным членом Академии художеств в Москве.

Семья


«Две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству. Если бы не было этих страстей, я был бы самый ординарный человек, быть может, вредный самодур, пьяница, неудачник», – так написал о себе Нестеров в книге воспоминаний «Давние дни».

Художник был дважды официально женат: в 1885 году обвенчался с Марией Мартыновской. Любимая супруга скоропостижно скончалась после родов в 1886 году. Нестеров был настолько безутешен, что еще долго изображал милый образ супруги в своих работах. Его три варианта «Царевны» (1887) и «Христова невеста» (1887) живописуют любимую Машеньку. Портрет жены на смертном одре он тоже написал, но позже уничтожил картину, потому что ему невыносимо было на нее смотреть.

Второй брак Михаил Васильевич заключил в 1902 году. С будущей супругой – 22-летней Екатериной Васильевой, 40-летний Нестеров познакомился в мае, а уже в июле они обвенчались.

При этом ради молоденькой Катеньки Михаил Нестеров оставил свою гражданскую жену Юлию Урусман, от которой у художника была дочь Вера и двое сыновей. Разрыв Нестеров считал страшным грехом и до конца жизни мучился им. Дочери материально помогал.

Была у него и «мимолетная любовь». Путешествуя на корабле, он сошелся с оперной певицей, чье имя предпочел не называть. Их связь была оборвана по инициативе возлюбленной. Она сообщила, что не может стать подругой художника: ей непосильна такая ноша. Тяжело переживая расставание, Нестеров написал «Великий постриг».

У художника было семеро детей: Дочь Ольга от первого брака; дочь Вера и сыновья от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын – Наталия, Анастасия и Алексей – от второго брака.

Портретист


Две революции, которые пережил художник, не встретили его поддержки. Такие перемены совершенно не сочетались с консервативным мировоззрением Нестерова. Он не покинул Россию, потому что не видел себя вдалеке от родной земли. При этом ему пришлось полностью сменить амплуа. Он больше не писал символических полотен, показывающих, как Русь движется навстречу Христу. Но не работать не мог: полностью переключился на портреты. Его единственный портрет, еще связанный с любимой церковной тематикой – «Архиепископ» (1917). Причем в написании митрополита Михаил Васильевич продемонстрировал свой дар живописца, от которого часто открещивался, говоря: «Я не живописец. Я – художник».

Конечно, Михаил Васильевич писал портреты и раньше. Но только в послереволюционный период они заняли его целиком.

Амплуа портретиста настолько захватило Нестерова, что он постоянно требовал новых лиц, которые можно было бы писать. Подступал с просьбами к скульптору Анне Голубкиной. Но та решительно воспротивилась: «Что вы! Меня писать! Да я с ума сойду! Куда мне с моей рожей на портрет! Я – сумасшедшая». Но, справедливости ради, стоит отметить, что большинство моделей соглашались позировать.

Самые известные портреты Нестерова послереволюционного периода: «Девушка у пруда» (1923), «Портрет Кориных» (1930), «Больная девушка» (1928), «Портрет академика Павлова» (1930), «Портрет биолога Северцова» (1934), «Портрет хирурга Юдина» (1935).

В новый период истории России Михаил Нестеров даже был арестован. В 1938 году провел две недели в Бутырской тюрьме, потому что его зятя – юриста Шретера – обвинили в шпионаже.

Михаил Васильевич наблюдал, как новая власть железным сапогом арестов проходит по его семье: арестовали и сослали в лагеря его дочь от первого брака – Ольгу. Потом расстреляли мужа дочери от второго брака – Наталии.

Нестеров уходил в работу, не имея сил что-то исправить в этом новом миропорядке.

Художник скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня держал в руках палитру и кисть – писал. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Автор: Елена Сироид