войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Оскар Густав
Бьёрк

Швеция • 1860−1929
Оскар Бьёрк (швед. Oscar Gustaf Björck, 15 января 1860, Стокгольм — 5 декабря 1929, Стокгольм). Шведский художник, портретист, профессор Академии изящных искусств. Один из участников Скагенской школы живописи.

Особенности творчества художника Оскара Бьёрка: Бьёрк известен как портретист, но он не ограничивал себя только этим направлением. В своих работах художник испытывал влияние Георга Фон Розена, а позже — скагенских живописцев, в особенности Крёйера. Он стремился к реализму и пленэрной живописи, но при этом никогда открыто не противостоял официальному академизму. Историки отмечают особую виртуозность его письма и трудолюбие.

Известные картины художника Оскара Бьёрка: «Лодка в море», «Портрет Оскара II», «Автопортрет».

Оскар Густав Бьёрк родился в Стокгольме. Живописи он обучался в Королевской академии изящных искусств у Эдварда Персеуса. Здесь он написал несколько своих работ на библейскую тематику, которая интересовала его в этот период. За картину «Возвращение блудного сына» он был награжден Королевской медалью.

Оскар Бьёрк был женат на Ингрид Боклунд (Ingrid Boklund), и у них родилось две дочери: Мария и Ингрид.

В 1883 году Бьорк отправился в пенсионерское путешествие от Академии. Зиму 1883-1884 гг. он провел Париже, а следующую — в Мюнхене. Здесь он всерьез начал заниматься портретами. Посещение Рима и Венеции развернуло его в сторону городских пейзажей, но Бьёрк постоянно возвращается к излюбленным жанрам: портретам и библейским сюжетам.

Несколько летних сезонов Оскар Бьёрк провел в Скагене — рыбацкой деревушке на севере Дании. Эти посещения не прошли без следа для его творчества. Здесь собирались художники, которые противостояли Академии художеств, призывали писать живую природу и простую жизнь. Это были своего рода датские барбизонцы. Впервые Бьёрк там оказался в июле 1882 года. Он сдружился со многими художниками и в особенности П. С. Крёйером. Последний раз он был в Скагене в 1888 году, и в этот визит Крёйер запечатлел его на своей картине «Гип-гип-ура!» - пирушке в саду скагенских художников Анкеров. Бьёрка легко там найти — он единственный в шляпе.

После последнего лета в Скагене Бьёрк поселился в Стокгольме, где продолжил работать над портретами. Писал он в основном представителей среднего класса, однако, именно в этот период он создал несколько портретов короля Оскара II, принца Ойгена и наследного принца Густава.

С 1889 года художник стал членом Академии изящных искусств, где начал преподавательскую практику. В Стокгольме, вдохновленный работами Арнольда Беклина и Франца фон Штука, он выполнил 10 полотен для оперного ресторана Operakällaren. На них изображены купающиеся нимфы, сатиры и фавны. Откровенность и эротизм в изображении героев вызвали негодование и споры между церковью, парламентом и творческим сообществом Швеции. Однако, оживление усмирил сам король, остроумно предложив сделать камыши повыше. Предложение не порадовало художника, но он был вынужден подчиниться.

Исследователи творчества Бьёрка отмечают, что большинство его картин — портреты, жанровые сюжеты и пейзажи — написаны мастерски, а в его работах сложно найти какое-либо противостояние общественному мнению или общепринятой в то время стилистике.

Автор: Людмила Лебедева

Перейти к биографии