Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста
Джон Кольер
Джон
 Кольер
Подписаться16                
Подписаться16                
Биография и информация
 
Джон Кольер (англ. John Maler Collier, 27 января 1850 — 11 апреля 1934) — английский живописец и писатель, один из известных представителей Братства прерафаэлитов.

Особенности творчества: Джон Кольер известен как портретист и автор жанровых сцен, призывавших к добропорядочности и нравственности. Самые известные его картины посвящены мифологическим и историческим темам. Актуальные сюжеты, романтический стиль живописи, идеализированные и чувственные женские образы сделали его популярным художником второй половины XIX — начала ХХ веков.

Известные картины художника: «Леди Годива», «Лилит», «Тангейзер» (Венерина гора), «Водная нимфа», «Служанки фараона».

Джон Кольер — один из успешных и известных художников Братства прерафаэлитов. Этому способствовало все его окружение: благополучное детство, поддержка родителей и личные амбиции. Его работы вызывали интерес и понимание современников, но не менее они привлекают современных зрителей своей утонченной эстетикой и захватывающими сюжетами.

Семья и личная жизнь Джона Кольера



Джон Кольер родился в преуспевающей благополучной семье судьи Роберта Кольера, обладавшего наследственным титулом барона Монксуэлла и его жены — Изабеллы Кольер. Отец будущего художника, помимо основной деятельности увлекался живописью и был членом Королевского общества британских художников.

После четырех лет обучения в Eton College, Кольер отправился в Германию изучать немецкий и французский языки. Он обучался дипломатическому делу в старейшем учебном заведении — Гейдельбергском университете, но в возрасте 25 лет поменял свой выбор и стал учиться на живописца в Мюнхенской академии художеств. Он продолжил свое художественное образование в лондонской Школе Слэйда под руководством Эдварда Пойнтера и в Париже, обучаясь у Жана-Поля Лорана. Отец его не противился такому выбору. Молодой Кольер искренне восхищался работами Альма-Тадемы и Милле и считал себя их последователем. Английский писатель и художественный критик В. Г. Поллок писал в воспоминаниях о художнике, что даже внешне он работал в манере Милле: при написании портретов устанавливал холст бок о бок к модели, внимательно всматривался в натуру и расхаживал взад-вперед, чтобы максимально точно передать личность изображаемого.

Кольер был тесно связан с профессором Томасом Генри Хаксли, который получил прозвище «бульдог Дарвина» за то, что был приверженцем модной и осуждаемой в то время дарвинистской теории. Кольер женился на его дочери — Мэриан — художнице, также обучавшейся в школе Слейда. Она выставляла свои работы в Королевской академии и оставила известный портрет своего мужа. У пары родилась дочь Джойс, которая впоследствии тоже стала заниматься живописью. Мэриан была вынуждена восстанавливать свое здоровье после родов в Париже, но ослабевшая, она подхватила пневмонию и умерла в 1887 году.

Два года спустя, Кольер выезжает в Норвегию и совершает ряд хитростей, чтобы жениться на сестре покойной жены — Этель, также художнице-миниатюристке. В Англии такие браки заключать было запрещено до 1907 года. У Этель и Джона родились дочь Джоан и сын Лоуренс, который был впоследствии послом Англии в Норвегии с 1941—1951 гг.

Успех, как спутник творчества в жизни Кольера



Творческий путь Джона Кольера — это в своем роде один из успешных и привлекательных примеров в истории искусств. Он был принят зрителями, критиками и коллегами и быстро построил свою карьеру, став одним из основателей Королевской академии художеств, а затем и ее вице-президентом. Кольер становится членом Королевского общества живописцев и Королевского общества портретистов, где были выставлены 165 его работ. В 1920 году его, уже полностью сложившегося художника, награждают орденом Британской Империи.

Репродукции с портретами, историческими и драматическими сценами Кольера распространялись по разным городам и странам, присутствовали на выставках. Поллок в 1914 году посвятил ему выпуск Art Journal, озаглавив его «Art of the Honourable John Collier» (Искусство достопочтенного Джона Кольера), снабдив публикациями пятидесяти черно-белых и шести цветных его работ, а также фотографией его мастерской. Такое внимание только прибавило популярности художнику.

Писательская деятельность занимает отдельное место в жизни Кольера. В 1882 году вышла первая теоретическая работа художника — «The Primer of Art» (Учебник по искусству). Четыре года спустя он издает еще одно письменное произведение — «A Manual of Oil Painting» (Руководство по масляной живописи), где в деталях раскрывает особенности живописного искусства. Эту книгу можно купить даже сегодня, и она будет увлекательным и полезным чтением не только для знатоков, но и для любителей.

Темы и сюжеты Джона Кольера: от Дарвина до Лилит



Портреты были первым по важности видом работ Кольера, благодаря им он обеспечивал себя и свою семью. Среди его заказчиков была вся британская элита: от крупных политиков до ученых и писателей. Кольер создает потреты Георга V, Редьярда Киплинга, Чарльза Дарвина, Альма-Тадемы, знаменитых актеров и актрис театра, правителей Индии и Непала и т. д. При всей значимости заказчиков, Кольер минует их идеализации, люди на портретах живые и подвижные, в их чертах передан характер, а детали объясняют зрителю род их деятельности. Если в мифологических и нравоучительных сюжетах автор прибегал к романтизации и театральности, то портреты его полны настоящей жизни и более чем реалистичные — это был один из живописных принципов автора.

Назидательность, так популярная в Викторианскую эпоху, отразилась в небольших жанровых сценках Кольера. Это «Падший идол» — признание юной жены в измене своему немолодому супругу, и другой вариант этой же темы «Признание», где женщина скрыта в тени, а образ, как громом пораженного мужчины, явственно проступает в рембрандтовском освещении. «Грешница» — роскошно одетая женщина, в порыве прижавшаяся к исповедальне, шепчет свои грехи скрытому от взглядов священнику: это образ внешнего покаяния и чувственной наигранности.

Женщина — главная героиня работ Кольера, и лишний раз он это доказывает, дав практически библейское название «Возвращение блудной дочери» трагично-бытовой сцене прихода дочери-проститутки в родительский дом.

Несмотря на любовь к нравоучительным темам, Кольер весьма сдержанно относился к религии. Его холодность в этом отношении поддерживали дарвинистские идеи его свекра. Художник утверждал, что ждет с нетерпением, когда этика займет место религии и был убежден, что в мире есть масса вещей, способных заменить все положительные стороны веры в Бога.

Драматизм и любовь к театру сделали исторические и мифологические сюжеты Кольера знаковыми и узнаваемыми. Следуя романтическим традициям, и с истинно прерафаэлитским рвением он изображал прекрасных неземных женщин, влекущих к себе своей чувственной красотой. Его героини необычайно женственны, но при этом каждая из них отличается особой судьбой, силой или даже властью. Исторические персонажи, богини и героини древних мифов, женские образы из романов и старых английских баллад — излюбленные персонажи живописи Джона Кольера. Именно эти работы представляют наибольший интерес и наиболее сближают его с Братством Прерафаэлитов.

Первая работа, которая ассоциируется с именем Джона Кольера — это «Леди Годива» 1898 года. Молодая обнаженная женщина на лошади — вряд ли чем можно еще больше заинтересовать зрителя. Сюжет и исполнение попадают прямо в цель, при этом образ женщины — жены графа Леофрика, вступившейся за свой народ, остается скрытным и целомудренным даже для самых предвзятых взоров.

«Клитемнестра», созданная в двух вариантах 1882 и 1914 годах, вызвала не просто удивление, но и негодование. Причиной являлась не только ее обнаженная грудь, но общее впечатление силы, власти, вызова и даже агрессии. Все это вкупе с обнаженным торсом было неприемлемо для традиционной публики. Ситуация оказалась на грани комичности: один из ортодоксальных художников-морализаторов дал «пощечину общественному вкусу», да так, что картину запретили к показу.

Рыжеволосая «Лилит» — это воплощение страсти и восхитительной плотской красоты. Обходя библейскую версию стороной, миф о Лилит рассказывает о ней, как о первой жене Адама, созданной не из его ребра, а равной ему. Непокорность и свободолюбие были не угодны ни Богу, ни мужу, и Лилит стала изгнанницей, символом сексуального влечения и греха.

Кольер обращался к античным мифам, египетской тематике и историческим сюжетам, иллюстрирующим не только историю и легенды старой Англии, но и Древней Греции и Италии. В его женских образах редко можно найти меланхолию и задумчивость, практически все героини художника страстные, яркие и влекущие, наделенные первобытной естественностью. Он нередко использует язык тела, через жесты и позу передает состояние героини и ее чувства.

Произведения Джона Кольера находятся во многих городах и странах. Они хранятся в Лондонской портретной галерее, в галерее Тейт, в Париже, во Флоренции, а также в частных коллекциях по всему миру.

Колер умер в 1934 году. Его творческий путь начался, продолжился и завершился, следуя стези классического искусства. Кольер был предан от начала до конца своим идеям гармонии, силы, благоразумия и эстетики. Это делало его популярным художником, отвечающим вкусам не только Англии, но и других стран конца XIX — первой половины ХХ веков. Его полотна вызывали интерес даже тогда, когда наступала эпоха модернистских течений, и художественная жизнь перевернулась с ног на голову. Кольер не оставляет равнодушным и современных зрителей, что позволяет отнести его живопись к подлинному классическому искусству, которое не нуждается в соответствии сегодняшней моде.

Автор: Людмила Лебедева
Читать дальше
Работы понравились
Елена Кучеренко
+17

Лента
Джон Кольер. Портрет Лоры Мэри Стэплтон. 1882
Джон Кольер. Смерть Клеопатры. 1890
Джон Кольер. Портрет миссис Гарольд Ритчи.
Джон Кольер. Страна детства. 1899
Джон Кольер. Спящая красавица. 1921
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Джон Кольер. Уильям Клиффорд Кингдом. 1899
Джон Кольер. Портрет дамы в восточном костюме.
Джон Кольер. Уильям Хаггинс. 1905
Джон Кольер. Марион Кольер (урожденная Хаксли) 1882-1883
Джон Кольер. Чарльз Дарвин
Джон Кольер. Сад Армиды.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 59 работ
Джон Кольер. Лилит
7
Лилит
1889, 194×104 см
Джон Кольер. Леди Годива
14
Леди Годива
1898, 142×183 см
Джон Кольер. Лилит
2
Лилит
Джон Кольер. Страна детства 1899
1
Страна детства 1899
Джон Кольер. Гораций и Лидия
1
Гораций и Лидия
Джон Кольер. Девоншир
1
Девоншир
Джон Кольер. Сидящая обнаженная девушка
0
Сидящая обнаженная девушка
Джон Кольер. Ребенок в воде
0
Ребенок в воде
Джон Кольер. Последнее путешествие Генри Хадсона
0
Последнее путешествие Генри Хадсона
Посмотреть 59 работ художника