войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Дун Цичан

Китай • 1555−1636

Дун Цичан (1555-1636), личное имя Сюань Цзай, прозвище Сы Бай, родился в Хуатине близь Шанхая, провинция Цзянсу. В 1588 сдал императорский экзамен на высшую ученую степень «цзиньши», дослужился до должности главы Ведомства Церемоний (Либу). Однако, Дун Цичан вошел в историю как духовный лидер образованного сословия Южного Китая периода поздней династии Мин, создавший целую теоретическую и искусствоведческую школу и, как тонкий знаток и ценитель, собравший бесчисленное количество шедевров в своей коллекции. Достаточно сказать, что любое произведение литературы, каллиграфии, живописи и ремесленного мастерства, экспертная аутентичность которого подтверждалась Дун Цичаном, моментально возрастало в цене в несколько раз. Он прославился также своим мастерством каллиграфии, особенно в стиле сдержанной скорописи «Синцао». Как коллекционер старинной живописи Дун старательно копировал произведения известных мастеров Сунской и Юаньской династий, перенимая их манеру и традиции, но при этом, синтезируя опыт предшественников, в первую очередь мастеров пейзажа 10 века Дун Юаня и Цзюй Жаня, он и сам стал видным и самобытным живописцем. Своими витиеватыми мазками и линиями, виртуозной техникой владения кистью и различными оттенками туши он во многом напоминал технику каллиграфического искусства, известную в теории, как концепция «Ши» («Ситуативность»). Являясь крупнейшим теоретиком искусствоведом и автором ряда теоретических трактатов по каллиграфии и живописи, Дун Цичан стал автором гипотезы о параллельном существовании в китайской живописи двух традиций: Северной, с присущей ей спокойностью и академизмом, и Южной, характеризующейся динамизмом и скорописностью. Несомненно, творчество этого ученого и живописца оказало огромное воздействие, как на современников, так и на последующие 300 лет эволюции китайского искусства.

Согласно надписи рукой автора в верхней части картины, она является имитацией по памяти, навеянной виденным им шедевром Дун Юаня, с использованием техники работы кистью Хуан Гунвана (1269-1354). Однако полотно не является простым копированием с образца, ибо и композиционное решение и техника исполнения свидетельствую о том, что Дун Цичан лишь творчески переработал традиционный материал, создав на поверку вполне оригинальное произведение со своим неповторимым стилем и манерой письма. Кисть художника во многом повторяет приемы каллиграфии, когда каждый ее поворот или наклон служат цели создания с помощью черно-белой фактуры ощущения объемного восприятия пейзажа, с присущими ему глубиной, рельефностью и колористикой. Соотношение различных оттенков черного (тушь) и белого (бумага) цветов на находящейся в центре композиции горе своими контрастами подчеркивает умение мастера минимумом средств передать и монолитность природы и мимолетность создаваемого живым пейзажем настроения.

Перейти к биографии