войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Иван
Фомич (Трофимович) Хруцкий

Россия • 1810−1885
Иван Фомич Хруцкий – (27 января 1810 года, местечко Улла Витебской губернии, – 13 января 1885 года, имение Захаричи Витебской губернии, Российская империя) – белорусский и русский художник, мастер портрета и натюрморта.

Хруцкий оставил заметный след в истории искусства благодаря своим многочисленным натуралистичным натюрмортам, которые украшали самые богатые дома его современников; мастера по праву можно считать основателем русского натюрмортного жанра. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступают принципы венециановской школы.

Особенности творчества художника: В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль: его работы оптимистичны, в них ощущается наслаждение жизненным моментом. Гладкая, лессировочная манера письма вполне укладывается в основные принципы академизма. Щедрые дары природы, изображаемые Хруцким – символ изобильной жизни для людей того времени. Это экзотический виноград, который только начали выращивать в оранжереях Санкт-Петербурга, а также лимоны, которые художник очень часто изображал «в голландском стиле» - с надрезанной кожурой, ниспадающей со стола. Дорогие, «райские» фрукты – одна из знаковых особенностей натюрмортов Хруцкого, равно как и реалистическая, мастерская сверхточность в изображении мельчайших деталей картины: структуры и фактуры овощей и фруктов, стекла и керамики, ткани и металла.

Известные картины художника Ивана Хруцкого: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой»

Юность и первые учителя
Иван Фомич Хруцкий родился в польской семье униатского священника, в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Старший сын в семье, он должен был продолжить дело отца – в 10 лет мальчика отправили в Полоцк, где он поступил в лицей монашеского ордена пиаров. Здесь Хруцкий получил блестящее образование, в том числе выучил несколько языков. Однако священником он так и не стал: когда Ивану исполнилось 17 лет, он решился ехать в столицу и поступать в Академию художеств. Здесь, по воспоминаниям потомков художника, он некоторое время был в подмастерьях у английского художника Джорджа Доу, который работал над сотнями портретов русских полководцев для Военной галереи в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга.
Впрочем, это спорные сведения; собственно, вся биография Ивана Хруцкого изобилует белыми пятнами и представляет несомненный интерес для искусствоведов: художник не оставил ни писем, ни дневников. Тем не менее, считается, что с 1830 по 1833 годы Хруцкий работал под руководством Джорджа Доу. В это же время он получил разрешение на право посещать Императорский Эрмитаж, где занимался копированием произведений величайших мастеров Европы. Известно, что в Эрмитаж Хруцкого допустили по протекции академика Юзефа Олешкевича (1777 – 1830), художника польского происхождения, члена Академии художеств, известного своими работами для царской семьи и слывшего необыкновенно добродетельным человеком.

Академические штудии
В 1833 году Иван Хруцкий становится приходящим («посторонним», как тогда говорили) учеником Императорской Академии Художеств. Он учится в мастерской пейзажиста Максима Воробьева, а основы портретной живописи постигает в классе Александра Варнека. Также учителями Хруцкого были выдающиеся академисты Карл Брюллов и Федор Бруни. Некоторые искусствоведы считают, что в Академии Хруцкий познакомился с Алексеем Тырановым – художником, который к тому времени уже окончил школу живописца Алексея Венецианова, признанного мастера пейзажной живописи и крестьянских бытовых сцен. Именно венециановская манера живописи и большое внимание к мельчайшим подробностям предметного мира во многом присуща творчеству Хруцкого.
Закончив обучение в 1836 году, Иван Хруцкий получил звание неклассного (свободного) художника. За картину «Цветы и плоды» он был удостоен большой серебряной медали. В 1837 император Николай I отметил заслуги Хруцкого часами на золотой цепочке «в поощрение к дальнейшим трудам». Популярность Ивана Хруцкого растет, и год спустя за картины «Цветы и плоды» и «Старуха, вяжущая чулок» он был награжден малой золотой медалью Академии художеств.

Прекрасная незнакомка
В период с 1835 по 1838 годы Иван Хруцкий пишет ряд портретов, на которых изображена молодая прекрасная женщина; эта серия «Неизвестных» - с цветамис фруктами – большая загадка для историков и искусствоведов. О личности этой замужней женщины – а практически на всех портретах мы видим обручальное кольцо – до сих пор ничего не известно. Версия о портретах жены не выдержала проверки: в то время будущей супруге Хруцкого, Анне Ксаверьевне Бембновской (1822) было всего 13-15 лет… Однако произведение, известное нам под названием «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838), на которой изображена та же женщина, что и на серии «Неизвестных» женских портретов, позволяет предположить, что в жизни художника была загадочная история, о которой современникам ничего не известно. Сегодня эта картина называется «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» и является визитной карточкой Национального художественного музея Республики Беларусь, а также всей коллекции работ Ивана Хруцкого, которая здесь хранится. Фрагмент этой картины изображен на современной тысячной денежной купюре Республики Беларусь.

Признанный мастер натюрморта
Хруцкий постоянно выставлялся; его работы экспонировались на выставках Академии художеств и всегда пользовались успехом у публики благодаря ярким краскам и ощущению праздника, которое они вызывали у зрителя. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял свои работы, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник повторил восемь раз. Словом, он нашел свою творческую нишу, став самым известным и самым востребованным русским мастером натюрморта XIX века. «За отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» Иван Хруцкий в 1839 году получил звание академика Императорской Академии художеств.

Будучи прекрасным портретистом, Хруцкий и в этом жанре почти всегда включал в картину натюрморт. Во многих его работах отчетливо прослеживается стиль бидермейер – семейные сцены, портреты в интерьерах, выписанных с большими подробностями... Ощущается погруженность в восприятие мира ребенком, воспевается любовь к семье. Хруцкому заказывают работы известные личности – он пишет «Портрет Иосафата Булгака» (1843), униатского митрополита, и «Портрет Ильи Ивановича Глазунова», крупнейшего петербургского книгоиздателя.

Возвращение на родину
Будучи старшим сыном в семье, после смерти своего отца в 1839 году Иван Хруцкий принял решение оставить Санкт-Петербург, своих поклонников, дорогие заказы и вернуться в отчий дом, чтобы стать опорой для матери, братьев и сестер. Поглощенный семейными хлопотами, художник стал реже писать – в основном, создавать портреты. В 1844 году он приобрел недалеко от Полоцка имение Захаричи, где выстроил дом по собственному проекту. Год спустя Иван Хруцкий женился на молодой соседке-католичке Анне Ксаверьевне Одровонж-Бембновской (1822 – 18…), дочери офицера, и окончательно осел на родной земле.

Вильненский период
В 1846 году художника приглашает на работу архиепископ Иосиф Семашко. Иван Хруцкий приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру, стол и гонорар – тысячу рублей серебром в год. Увы, особенного удовольствия работа на Семашко художнику не принесла: архиепископ постоянно вмешивался в творческий процесс, требовал копировать классических европейских мастеров. На протяжении 8 лет Иван Хруцкий пишет портреты ближайших соратников Семашко - 32 портрета лиц духовного звания, из которых до наших дней дошел всего один - «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе, пейзажи, виды Вильно… В этот же период Хруцкий принимает участие в издании «Вильнюсского альбома» Яна Вильчинского: в первой серии литографированных городских видов Вильно, выпушенных в Париже, есть его работа «Пригород Снипишки».

Неспешные годы в Захарничах
Наконец, Хрукций оставляет опостылевшего заказчика и покровителя Иосифа Семашко, к тому времени ставшего митрополитом. Художник возвращается к семье, в родные Захарничи. В 1855 году он пишет не вполне свойственную ему работу – портрет Адама Мицкевича. Созданный после смерти поэта и одного из лидеров польского освободительного движения, этот портрет одним своим существованием поднимает ряд вопросов, на которые сам Хруцкий ответов не оставил.

В последующие годы жизнь Ивана Хруцкого и его семейства течет мирно и гладко; художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.

Перейти к биографии