Регистрация
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий
Россия 1810−1885
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Учился в Полоцком лицеуме на факультете свободных художеств. Около 1827, после его окончания, переехал в Петербург. До 1829 брал частные уроки у английского живописца Дж. Доу. .Жил в Петербурге. В 1844 купил имение Захарничи под Полоцком, и в следующем году поселился в нем. Неоднократно совершал поездки в Литву.

С начала 1840-х работал преимущественно по церковным заказам, как пейзажист и портретист.

поляк по национальности, белорус по месту рождения, окончательно сформировался как художник в русле русской академической школы. Его дарование было скромным, однако весьма характерным для мастера салонно-академического направления, работавшего на рынок и ориентировавшегося на вкусы широких слоев публики.

Хруцкий — один из лучших русских живописцев неодушевленной природы, занимавшийся с успехом также портретной живописью. Был сыном униатского священника и в 1830-х годах посещал классы Императорской Академии Художеств на правах постоянного, вольноприходящего ученика. В 1836 г. получил за картину «Плоды и цветы» большую серебряную медаль и звание свободного художника, что не помешало ему продолжать учиться в академии. В 1838 г., за картину «Цветы и фрукты» и за портрет старушки, был награжден от академии малой золотой медалью, а через год после того возведен в звание академика, как художник, приобретший себе известность предшествовавшими работами. Картины Хруцкого., изображающие группы фруктов, огородных овощей и грибов, встречаются довольно часто и в частных собраниях. Они замечательны своей верностью натуре и тщательностью, хотя и несколько суховатого исполнения. Одна из таких картин имеется в Третьяковской галерее, в Москве. В московском публичном музее — образец портретной живописи Хруцкого, «Старушка, вяжущая чулок».

В историю русского искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами — эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-х гг. — период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.

О ранних годах жизни Хрупкого известно не много. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее.

В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в А. Х. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.

К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой». К ним примыкает группа других подобных же работ («Плоды и птичка», 1833; «Фрукты», 1834; «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.

Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов («Цветы и плоды», 1836, 1839; «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», все 1830-х, и др.).

Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя «новые» предметы: подсвечник с горящей свечой либо тлеющую сигару, спички в бумажной обертке, обрывок расходного счета с лежащей на нем мелочью. Это вносило в композицию атмосферу человеческого присутствия.

Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Ученик М. Н. Воробьева, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847, и др.).

Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. — «Портрете жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи.

Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие художники: О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. В. Тыранов и др. В творчестве некоторых живописцев (А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин) они составили едва ли не главное направление. И если «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, — А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль.

В 1839 г. он был удостоен звания академика живописи. Причем остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания «как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей». Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины.

Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и около 1840 г. возвращается в Белоруссию в родительское имение Захареничи Полоцкой губернии. Однако он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в его работах преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса, Каунаса и других литовских городов.

В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпушенных в Париже. Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах» («Мастерская художника», б. г.; «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря», «В комнате», оба 1854; «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хрупкого Захареничи», 1855, и др.).

Но, пожалуй, чаще всего наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) — может быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — прием, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах. Написанный в середине 1850-х гг., «Семейный портрет», как и многое в творчестве Хруцкого, представляется явлением переходным, подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.

Читать дальше

Работы художника
всего 20 работ
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Портрет неизвестной с корзиной в руках
0
Портрет неизвестной с корзиной в руках
57×70 см
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Семейный портрет
1
Семейный портрет
1854
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Портрет молодой женщины с корзиной
0
Портрет молодой женщины с корзиной
1835
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Автопортрет
0
Автопортрет
1884, 35×45 см
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Натюрморт с грибами
0
Натюрморт с грибами
1842, 52×40 см
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Цветы и плоды
0
Цветы и плоды
1839, 88×65 см
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Цветы и плоды. Фрагмент
0
Цветы и плоды. Фрагмент
1839, 88×65 см
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Мясо и овощи
0
Мясо и овощи
1842, 117×138 см
Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии
0
В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии
1855, 84×67 см
Посмотреть все 20 работ художника
HELP