• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Натюрморт с атрибутами искусств

Предложить название
1766, 140.5×112 см • Масло, Холст
Аннотация
«Натюрморт с атрибутами искусства» написан Ж.Б.С.Шарденом по заказу российской императрицы Екатерины II. По функциональному назначению это дессю-де-порт (франц. dessus de porte – «над дверью») – живописное панно, располагающееся над дверным проемом. «Натюрморт…» должен был украшать конференц-зал строящейся санкт-петербургской Академии художеств, однако так пришелся по душе императрице, что остался в её личном собрании – в Эрмитаже.

«Натюрморт с атрибутами искусств»: аллегорический смысл и реалистические детали

«Натюрморт…» задуман как важная для эпохи Просвещения аллегория гармонического союза основных видов пластических искусств. Палитра с кистями и деревянные ящики для красок символизируют живопись; медный сосуд с чеканными украшениями и статуэтка древнеримского бога Меркурия, покровителя искусств и ремесел – скульптуру; небрежно брошенные чертежи, бумажные свитки и готовальня с чертёжными принадлежностями – архитектуру. Книги должны дополнительно подчеркнуть идею Просвещения и, возможно, намекнуть на важный для своего времени императив: художник обязан быть хорошо образован.

Реалистическая составляющая не менее важна, чем аллегорическая. Натюрморт очень редко выступает автобиографическим жанром, но «Натюрморт с атрибутами искусства» именно биографичен и жизненно достоверен. Так, статуэтка Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля, расположенная в центре композиции, действительно была собственностью Шардена (она фигурирует в посмертной переписи вещей художника). Орден в виде креста на черной атласной ленте и медали, лежащие рядом в произвольном порядке, – реальные награды, полученные Шарденом в течение жизни. Ж.Б.С.Шарден, таким образом, впускает нас в святая святых – собственную художественную мастерскую, устанавливая доверительную атмосферу между художником и зрителем.

Композиция и художественные достоинства «Натюрморта…»

Как и в большинстве натюрмортов Ж.-Б.С.Шардена, композиция «Натюрморта с атрибутами искусств» развёрнута горизонтально. Размещение предметов ритмично и тщательно продумано, здесь нет случайных вещей – только те, что призваны помогать человеку в его творческой деятельности. Видимо, высочайший ранг заказчика произведения заставил Шардена написать «Натюрморт…» в несколько более торжественной и декоративной манере, чем это свойственно художнику. Эффект мягкого, рассеянного освещения воссоздается благодаря сдержанной, но при этом богатой тончайшими рефлексами и едва уловимыми оттенками палитре. Передача Шарденом фактуры различных поверхностей (холодная гладкость гипса, легкая шершавость примятой бумаги) настолько виртуозны, что рождают у зрителя иллюзию тактильного прикосновения. Шардена справедливо называют поэтом предметов: жизнь вещей на его полотне естественна и прекрасна.

Исчезновение и возвращение «Натюрморта с атрибутами искусств»

В 1854-м году в Эрмитаже произошло неслыханное событие – аукцион картин, которые Николай I по известным лишь ему одному мотивам счел недостойными занимать место в императорском собрании. Ряд замечательных полотен разошелся по частным коллекциям. «Натюрморт с атрибутами искусств» тоже был продан в неизвестные руки. Почти на 70 лет он совершенно исчез из поля зрения искусствоведов, несмотря на то, что сотрудники Эрмитажа не прекращали попыток его найти. Значительно повреждённая картина обнаружилась в 1923-м году на складах петербургской «Комиссии по борьбе с роскошью». После капитальной реставрации «Натюрморт…» Шардена вновь занял почетное место в Эрмитаже.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Стиль и техника: Масло
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон