войти
опубликовать

Сюзанна
Валадон

Франция • 1865−1938

Биография и информация

Какая женственная, мягкая, кажется, вся из округлостей и изгибов состоящая красавица танцует у Ренуара танец в Буживале! Позировавшая для него Сюзанна Валадон (фр. Suzanne Valadon, 23 сентября 1865 год — 7 апреля 1938) отличалась совсем иным нравом, чем можно подумать, любуясь ею на полотнах Ренуара. Первая женщина-художница, принятая в Национальное общество изящных искусств. Женщина, которую Эдгар Дега, небезосновательно частенько упрекаемый в женоненавистничестве, признал как равную. Позировавшая Ренуару и Лотреку, Пюи де Шаванну и Дзандоменеги (см. подборку картин с Сюзанной-натурщицей). Женщина, родившая художника Мориса Утрилло – возможно, от любого из вышеназванных живописцев, кстати.

Мари-Клементин Валад – настоящее имя Сюзанны Валадон. Отца своего она не знала. Мать зарабатывала на жизнь уборками квартир, шитьем, стиркой белья. В Париже девочка оказалась в возрасте пяти лет. Она училась в бесплатной религиозной школе, а в одиннадцатилетнем возрасте поступила в швейную мастерскую. Кем ей только не приходилось работать! Нянька, продавщица, официантка и даже циркачка. Последнее уже было занятием по душе, девушка поступила в любительский цирк, стала акробаткой, но через несколько месяцев произошел несчастный случай: Мари-Клементин сорвалась с трапеции. Серьезных повреждений она не получила, но с цирком пришлось распрощаться. К тому времени мать ее открыла собственную прачечную. Разносить выстиранное белье клиентам девушке нравилось куда меньше, чем выступать в цирке. Однако в живопись она вошла практически с корзиной белья наперевес. Пьер Пюи де Шаванн заприметил фактурную девушку, принесшую ему чистое белье. В «Священной роще» мы можем увидеть образ Мари, многократно повторенный в разных позах.

Ее писали именитые художники. С легкой руки Тулуз-Лотрека она сменила имя на Сюзанну. Любимая (во всех смыслах) многими именитыми и не очень художниками, Сюзанна старательно скрывала от них тот факт, что и сама не прочь «побаловаться» холстом и красками. Первым ее тайну узнал Тулуз-Лотрек. Их отношения были достаточно длительными. Он и представил Валадон Эдгару Дега. Тот долго смотрел ее рисунки, перебирал, бросал на стол, молчал. Что в этот момент переживала Сюзанна? Мы можем лишь гадать. В конце концов, откинувшись на спинку кресла, он сказал два слова: «Вы – наша».

Сюзанна Валадон, прямо скажем, не отличалась пуританскими взглядами. Но утверждала, что именно с Дега у нее не было ничего, кроме отношений учитель-ученик. По ее словам, мэтр «слишком боялся женщин», а сама она была бы не против расширить сферу их общения, но… «Никогда и никто не превозносил так мою кожу, волосы и мышцы. Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов. Его восхищение было исключительно духовным. Он расхваливал меня, как если бы речь шла о хорошей лошади или танцовщице». В спальне Дега висела пастель Сюзанны Валадон, купленная им у художницы. Изображал ли он Сюзанну? Да, но опознать ее не так-то просто. Возможно, она здесь? Или здесь

Излюбленный приём Дега - «подглядывание в замочную скважину» Сюзанна Валадон переняла, рисуя своих обнаженных. «Мои женщины заняты обычным уходом за своим телом. Вот одна из них: она моет ноги. Это как будто подсмотрено в замочную скважину», - объяснял Дега. Героини ее ню тоже часто заняты своим делом, а не позируют. 

Кто стал отцом ее ребенка, по всей вероятности, не знала и сама Сюзанна. «Автором» этого произведения мог быть любой из тех, кому мадмуазель Валадон позировала. Один из ее многочисленных друзей-поклонников усыновил мальчика, отсюда и фамилия Утрилло. Морису Утрилло мать не дала ни любви, ни материнской ласки, ни поддержки, ни заботы, но дала кисть и краски. Всю жизнь Утрилло питал болезненную привязанность к матери, страшно ревновал ее к многочисленным ухажерам и безбожно пил. А Сюзанна Валадон держала в мастерской козу, которой скармливала неудачные картины, сама могла украситься пучком морковки и ушла от преуспевающего юриста к товарищу своего сына, Андре Уттеру.

Уттер был младше Мориса на три года. Сюзанна писала с него Адама для картины «Адам и Ева». На роль Евы художница выбрала себя. Ее персональным Адамом Уттер стал почти на 30 лет. На Монмартре их - Сюзанну Валадон, ее сына и ее Андре называли «проклятая троица».

В жизни Сюзанны мужчины стремительно сменяли друг друга. Явно не они были главным ее интересом. А вот к живописи Валадон относилась куда серьезнее. Она могла работать над одной картиной более десяти лет, доводя ее до совершенства. Большим подспорьем стала для Сюзанны Валадон поддержка галеристки Берты Вейль, регулярно проводившей выставки художницы и представлявшей ее работы на всех экспозициях, на каких только было возможно.

Насколько разная Сюзанна смотрит на нас с картин Лотрека и Ренуара! Изображения Ренуара широко известны и любимы (1, 2), а Лотрек, пожалуй, куда более точно уловил суть самой Мари-Клементин Валад, переименованной им в Сюзанну (1, 2) .

Она обладала чрезвычайно жестким и целеустремленным нравом, что позволило ей пробиться к признанию в то время, когда вокруг хватало талантливых мужчин, создававших чуть ли каждый месяц новое направление в живописи. Сюзанна шла к своей цели, не останавливаясь ни перед чем. Она четко знала, чего хочет и даже не думала втискиваться в рамки гендерных стереотипов: «Я пишу людей, чтобы узнать их. Не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую».

Автор: Алена Эсаулова