Регистрация
Габриель Мюнтер
Габриель
 Мюнтер
Германия 1877−1962
Подписаться24                
Подписаться24                
Биография и информация
 

Габриэль Мюнтер (или Габриэле Мюнтер; нем. Gabriele Münter, 19 февраля 1877, Берлин — 19 мая 1962, Мурнау) — немецкая художница-экспрессионистка, одна из основательниц группы «Синий всадник», хозяйка знаменитого «Русского дома» в Мурнау, где вместе с ней жили Василий Кандинский, Алексей Явленский и Марианна Веревкина.

Особенности творчества художницы Габриэль Мюнтер: увлеченная исследовательница баварской техники живописи на стекле, Мюнтер первой из немецких экспрессионистов начинает ее использовать. Вслед за ней писать на стекле начали другие известные экспрессионисты. В традиционной технике «масло-холст» Мюнтер, ученица Кандинского и Явленского, стремится к выразительной, интенсивной живописи, которая выражает прежде всего внутреннее состояние художника, а не внешний мир. Мюнтер — чуткий портретист, который пишет характер и темперамент модели чистыми контрастными красками и крупными плоскими формами. Она тонкий пейзажист, у которого композиции ритмичные и плавные, а привычные экспрессионистские цветовые пятна ложатся смело и торжественно.

Известные картины Габриэль Мюнтер: «На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский», «В лодке», «Портрет молодой женщины», «Русский дом», «Разноцветная дорога».

Начало пути


Габриэль Мюнтер — несчастная девочка, которая осталась без отца еще в детстве, а мать потеряла совсем юной. Габриэль Мюнтер — счастливая молодая женщина, которая могла распоряжаться своей жизнью, карьерой и приличным наследством на собственное усмотрение.

Габриэль начала рисовать, когда еще были живы родители. Ей наняли частного учителя, ее поощряли и поддерживали. Но оставшись без этой поддержки в 21 год, спокойная и уравновешенная, образованная и целеустремленная, Мюнтер едет с сестрой в Америку — к дальним родственникам. За два года объезжает ее чуть ли не полностью, набираясь впечатлений и образов, привыкая во всем рассчитывать на себя и делать выбор, — и возвращается в Германию учиться. Никакая внутренняя свобода и уверенность не могли в конце XIX века открыть женщине двери в художественную академию, поэтому Габриэль Мюнтер ищет частную школу.

На выставки художественного объединения «Фаланга» Мюнхенские зрители реагируют вяло — игнорируют или вяло ругают за непонятность. Авангардные идеи и смелые техники участников «Фаланги» изредка поражают какого-нибудь молодого художника. Попав на одну из таких безуспешных выставок, Мюнтер быстро понимает, что нашла подходящее место: ей близко такое направление художественного поиска, ее приводят в восторг вызывающе неакадемичные, дерзкие картины, наконец, в «Фаланге» работает художественная школа. Она собирается учиться сразу и в скульптурной студии, и в живописной.
Живопись здесь преподает основатель общества Василий Кандинский.

Русский дом Мюнтер


Кандинский в то время уже давно женат, он старше Габриэль на 11 лет, он яркий живописец и блестящий учитель. «Когда я начинаю рисовать, это напоминает внезапный прыжок в глубокие воды, и я никогда не знаю заранее, смогу ли плавать. И это именно Кандинский научил меня технике плавания. Я имею в виду, что он научил меня работать достаточно быстро и уверенно, чтобы достичь такой стремительной и спонтанной фиксации моментов жизни», — вспоминала Мюнтер.

Общность взглядов и устремлений, совместные выезды на этюды, путешествия — скоро они уже строят планы, обручаются и живут вместе. Пройдет 6 лет — и Габриэль купит дом недалеко от Мюнхена, в городке Мурнау. Даже сейчас тут больше лошадей и велосипедов, чем автомобилей, а тогда вообще деревушка — тихая и медленная. Вместе с Кандинским они разобьют сад, разрисуют мебель узорами, украсят стены картинами на стекле и соберут коллекцию народной утвари.

В городке этот дом назовут русским: здесь кипит жизнь, гостевые комнаты не пустуют, приезжают и подолгу живут друзья-художники Явленский, Веревкина, Франц Марк и Август Маке, по вечерам пишутся планы будущего альманаха «Синий всадник», обсуждаются картины постимпрессионистов и фовистов. В это время проходят первые успешные выставки Габриэль Мюнтер, это время творческого прорыва, обретения стиля и темперамента.

С началом Первой мировой войны Кандинский становится нежелательным в Германии человеком — вместе с Мюнтер он уезжает в Швейцарию, а потом уже без нее — в Россию. Он вернется в Германию, чтобы наобещать Габриэль скорую свадьбу. И женится на другой.

Вспоминая Мурнау, Габриэль Мюнтер писала: «К. разрисовал мой шкаф особым образом — мило и забавно. Через среднее отделение проносится синий всадник, а за ним — темная всадница. Он повернулся и машет ей рукой, а она скачет изо всех сил: иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой — он ни разу не обернулся и никогда так и не сказал «пойдем со мной».

Темная всадница


О новой жене Кандинского Мюнтер узнает несколько лет спустя — и на 10 лет перестанет писать. Пройдет много лет прежде чем она снова возьмется за кисть и прежде чем наконец встретит человека, с которым сможет связать свою жизнь, искусствоведа Йоханнеса Эйхнера.
Габриэль проживет в Русском доме до конца жизни, уже никогда не стремясь к общению с художниками, к участию в больших выставках и авангардных группах. Она пишет ночные тихие вечерние виды из окна дома и яркие пейзажи Мурнау. В 30-е годы, когда приходит к власти Гитлер и художники-экспрессионисты объявляются «дегенеративными», она уже давно потеряла из виду синего всадника, свернула на свою дорогу, на которой совершает подвиг. Рискуя свободой и, возможно, жизнью, Мюнтер прячет в подвале дома картины Кандинского и бывших участников «Синего всадника». Уже в 1957 году художница передаст всю сохраненную коллекцию картин городской галерее Ленбаххаус — около 1000 живописных картин на холсте, дереве, стекле, рисунков, альбомов с эскизами. Этот подарок сразу переведет музей из статуса местного в разряд лучших мировых. Сегодня, чтобы увидеть самое масштабное собрание работ участников «Синего всадника», нужно ехать именно в Ленбаххаус, в Мюнхен.

Темная всадница умерла в своем доме в Мурнау в возрасте 85 лет, обогнав за эти годы своего бывшего спутника если не на пути славы, то абсолютно точно — на пути благородства и верности себе.

Автор: Анна Сидельникова

Читать дальше
Работы понравились
Ирина
Alena Ščamiałëva
Ирина Бельцова
+37

Лента
Масштабная выставка в таллинском художественном музее KUMU под названием  Дикари Германии. Экспрессионисты групп «Мост» и «Синий всадник» до середины января 2018 года представляет работы участников двух важнейших художественных групп начала прошлого века, существовавших в Германии и оказавших огромное влияние на европейское и американское изобразительное искусство.


Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Габриель Мюнтер. Пивоварня
Габриель Мюнтер. Деревенская церковь
Габриель Мюнтер. Маки
Габриель Мюнтер. Маргаритки в высокой вазе
Габриель Мюнтер. Пионы
Габриель Мюнтер. Цветы
Габриель Мюнтер. Натюрморт с тремя букетами
Габриель Мюнтер. Яркий букет
Габриель Мюнтер. Цинии и белая роза
Габриель Мюнтер. Замок Эльмау зимой
Габриель Мюнтер. Пейзаж в Рапалло
Габриель Мюнтер. Дети на Рыночной площади
Габриель Мюнтер. Осенняя аллея
Габриель Мюнтер. Натюрморт с тремя Мадоннами
Габриель Мюнтер. Розовые цветы
Габриель Мюнтер. Натюрморт с красными цветами
Габриель Мюнтер. Летние цветы на черном фоне
Габриель Мюнтер. Этюд на синем фоне
Габриель Мюнтер. Натюрморт с деревянной куклой
Вся лента
Работы художника
всего 156 работ
Габриель Мюнтер. Натюрморт со статуэтками
0
Натюрморт со статуэтками
1911, 51×68 см
Габриель Мюнтер. Красный натюрморт
1
Красный натюрморт
1909, 53×39 см
Габриель Мюнтер. Будущее
5
Будущее
1941, 62×43 см
Габриель Мюнтер. Зеленый дом в Швабинге
3
Зеленый дом в Швабинге
1912, 25×27 см
Габриель Мюнтер. В лодке
3
В лодке
1910, 122×72 см
Габриель Мюнтер. Абстрактный натюрморт
0
Абстрактный натюрморт
1914
Габриель Мюнтер. Портрет Ольги Хартманн
1
Портрет Ольги Хартманн
1910, 53×39 см
Габриель Мюнтер. Натюрморт
2
Натюрморт
1911, 84×70 см
Габриель Мюнтер. Желтый натюрморт
0
Желтый натюрморт
1909, 14×33 см
Посмотреть все 156 работ художника
HELP