войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1967
Размер: 65×54 см
Работа в подборках: 52 подборки
Аудиогид

Описание картины «Искусство жизни»

«Искусство жизни» – картина, которую Рене Магритт написал в 1967 году, незадолго до смерти от рака поджелудочной железы. В этом контексте, особенно в сочетании с названием, работу так и хочется записать в некоторое подобие творческого завещания.

Художник написал ее для Александра Иоласа – нью-йоркского арт-дилера греческого происхождения. Магритт начал сотрудничать с ним в 1948 году, и после подписания контракта с Иоласом он получил возможность выставлять свои работы в галереях Нью-Йорка, Парижа и Женевы, что принесло ему мировую известность. Иолас в значительном объеме экспортировал картины Магритта в США, продавая их американским коллекционерам, и среди них – известным покровителям искусства Джону и Доминик де Менил. А в 1965 году Магритт впервые поехал в Нью-Йорк на свою ретроспективу в Музее современного искусства.

Картина «Искусство жизни» содержит две пары противопоставлений. Персонаж в центре полотна разделен на части: его тело принадлежит классическому персонажу Магритта – человеку в котелке, что легко понять по неизменному красному галстуку и строгому костюму. А вот голова, парящая в воздухе над телом, словно попала туда из совершенно другой оперы. Непропорционально огромная, вызывающе яркого цвета, с несоизмеримо мелкими чертами лица, она больше похожа то ли на сюрреалистическую планету, то ли на солнце из детских книжек.

За спиной этого противоречивого персонажа – такой же двойственный фон. Большую его часть занимают скалистые горы, вздымающиеся почти до горизонта, но они отделены от героя картины монолитной кирпичной кладкой. Что могут означать эти образы? Если отталкиваться от названия, то напрашивается такая трактовка: искусство жизни заключается в балансе между следованием естественному ходу вещей и опорой на прилагаемые усилия (противопоставление природного ландшафта и рукотворной стены).

Что касается странного человека, можно представить себе, что это – ребус, скрывающий образ жизни самого Магритта. С одной стороны, художник всегда придерживался довольно консервативного, как для деятеля искусства, жизненного уклада. Всю жизнь прожил с одной женой, долгое время писал картины на кухне и при этом ухитрялся даже не пачкать пол краской. Не был замешан в особых скандалах или передрягах – за эту сторону личности художника на картине отвечает строгий костюм.

Но этому образу примерного гражданина никак не соответствует его творчество: ироничное, местами провокационное, безгранично свободное в полете воображения. Только благодаря такой свободе и можно приставить к приличному во всех отношениях корпусу безобразно громадную оранжевую голову – и это не самая дикая комбинация частей тела, которую позволял себе бельгийский сюрреалист.

Хотя сам Магритт был против любых попыток интерпретировать его работы. «Моя живопись – это видимые образы, которые ничего за собой не прячут, – утверждал он. – Они пробуждают тайну, и когда человек видит мою картину, он задает себе простой вопрос: “Что это значит?” Но это ничего не значит, потому что и тайна тоже ничего не значит, она непознаваема».

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии