войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Техника: Масло
Дата создания: 1952
Размер: 80×100 см
Работа в подборках: 20 подборок
История выставок

Описание картины «Личные ценности»

Хотя Рене Магритта часто причисляют к сюрреалистам, в отличие от его коллег, таких как Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Ив Танги, он не создавал фантастические миры, но исследовал странности и двусмысленности, скрытые в реальности. К 1950 году творчество Магритта пережило различные эксперименты, испытало влияние импрессионизма и фовизма, и подошло к последнему периоду своего расцвета. Именно в 1950-1960-х годах художником были созданы либо продолжены такие известные серии произведений, как «Искусство общения», «Империя света» и «Перспективы», а также циклы картин с окаменениямимужчинами в котелках и бытовыми предметами. К последнему принадлежит полотно «Личные ценности», о котором и пойдет речь.

Работая над картиной «Личные ценности», Магритт воссоздал интерьер комнаты, в которой находится мебель и обыкновенные, привычные каждому человеку вещи. Однако этим бытовым предметам художник придал огромный масштаб, что вызывает у зрителя ощущение дезориентации и неуместности. Кроме того, в данной работе смешиваются понимания внутреннего и наружного пространства из-за того, что стены изображенного помещения выглядят как небеса. Так, знакомое на наших глазах превращается в незнакомое, ненормальное и странное: Магритт создает парадоксальный мир, который, по его собственным словам, «бросает вызов здравому смыслу».

Художник начал писать «Личные ценности» в конце 1951 года, а закончил к февралю 1952-го. В июле того же года он отправил полотно своему дилеру Александру Иоласу, но последнему картина не понравилась. Вскоре живописец получил ответ: Иолас говорил, что чувствует себя «раздасованным... подавленным... беспомощным… растерянным», и просил: «Будь добр, объясни мне это». Тогда Магритт написал дилеру одно из самых необычных своих писем, в котором давал подробный комментарий к произведению. В частности, он так объяснял свою работу:

«На моей картине расческа (а также другие предметы) намеренно утратили свой “социальный характер”, они стали предметом бесполезной роскоши, которая, как вы говорите, оставляет зрителю “ощущение беспомощности” или даже заставляет его почувствовать себя нехорошо. Что ж, это доказательство эффективности изображения. Действительно живое полотно должно действовать на зрителей так, чтобы им было нехорошо, и, если этого не происходит, то только потому, что 1) они слишком бесчувственны, 2) они привыкли к этому неприятному ощущению, которое принимают за удовольствие… Контакт с реальностью… всегда вызывает такое чувство».

Таким образом, в «Личных ценностях», как и во многих других своих работах, Рене Магритт подвергает сомнению правильность человеческих представлений о мире, вмешиваясь в нормальный масштаб предметов, отрицая законы гравитации и показывая, что ничто в нашем обществе не может считаться самим собой разумеющимся. В «Личных ценностях» этот эффект усиливается из-за изображения предметов, так часто встречающихся нам в повседневности.

Текст подготовила Элина Багмет
Комментарии