войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Альтернативные названия: Воспоминание
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1942
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 59 подборок

Описание картины «Память»

Эта работа Магритта написана в 1942 году  —  в самый разгар войны, отношение к которой он ярко заявлял посредством созданных в тот период картин. Здесь художник не использует привычный для его сюрреализма стиль «магического» погружения, когда мы можем часами перебирать множество смыслов. Здесь заявление художника более однозначно, что подчёркивает примитивность самой идеи войны и отсутствие в ней каких-либо глубинных моментов. Сразу отметим - и это касается всех работ художника, - что Магритт не любил навязывать символы и называть своё искусство символичным. Он хотел передать чувства, возникающие при столкновении человека с обособленными объектами: в новой подаче они несут оттенок мистики неизвестности. Поэтому любая трактовка символов важна, но она носит подручный характер для понимания центральной идеи работы.
В символике Магритта мы часто можем увидеть шар - вероятно, символ сознания, которое идеально в своем бытовом самовосприятии. При этом разделенную сферу художник использует в разных смыслах. В картине с названием «Акт насилия» (1932 г.) она занимает центральное место. Разделенная сфера может быть помещена на фоне неба (как на картине «Голос пространства» , 1931 ). Название последней работы намекает нам на внеземную природу частей сфер. А в картине «Запрещённая литература» шар парит над указательным пальцем -  как и во всех случаях, разделенная сфера говорит о внутреннем напряжении.
В данному случае напряжение возникает от события столь грандиозного, что сознание распадается на части, разрушая мраморное безразличие наших лиц и оставляя на них следы живой крови. Через пролитую кровь война как будто вынимает наше сознание, оставляя неизгладимую рану и разрывает его на две части  —  одна начинает стремиться к чистому небу к своей внеземной и чистой природе, на котором, между тем, все еще узнаются образы военных дирижаблей в виде облаков (этот же ход не раз использовал Миядзаки в своих аниме); другая остается в тени горьких воспоминаний.
Кровь является единственным естественным элементом на картине, освещенным солнечным светом (все тени падают вправо) из нашего мира  —  мира зрителя. Она указывает на единственный возможный результат войны, который был хорошо знаком современникам Магритта  —  кровь.

В попытке самовосстановиться на этом тоскливом и пустом поле, человек в своей наивности начинает строить новый мир из подручных материалов  —  досок. Точно также мы восстанавливаем душу после сильных переживаний за счёт простых привычек из прошлого. Но доски также указывают на деревянные гробы, в которых хоронили солдат. Такая двойственная игра смыслов «жизни», полной надежды и до боли простой «смерти» замыкает картину на центральном красном пятне.

Знаменитый ход Маргитта с использованием мраморных скульптур говорит о монументальности восприятия не людей, а их форм. Глядя на это лицо, в сознании всплывает античный образ когда-то красивого юноши с приятными и одухотворенными чертами лица без намека на несовершенство. Этот же образ мраморного изваяния с кровавым пятном Маргрит использовал и в других работах, многие из которых носят аналогичное название «Память».
Известно, что работы Маргитта вдохновили многих музыкантов на написание песен и оформление обложек (не остались равнодушными к его творчеству Пол МакКартни, Джефф Бек, Пол Саймон, Styx, Enigma), и, я считаю, именно этот образ использовала группа Pink Floyd и ее «визуальный гений» Сторм Торгерсон в одном из своих наиболее знаковых произведений - видео на песню «High Hopes», в котором присутствуют и другие образы и объекты миров Рене Магритта.

Автор: Денис Нуштаев

Комментарии