войти
опубликовать

Маэста (современная реконструкция)

Дуччо ди Буонинсенья • Иконопись, 1311, 396×213 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Иконопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Дата создания: 1311
Размер: 396×213 см
Регион: Сиена
Местонахождение: Опера-дель-Дуомо, Сиена
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 4 подборки

Описание работы «Маэста (современная реконструкция)»

«Маэста» – центральное произведение в творчестве Дуччо ди Буонинсенья, грандиозная как по исполнению, так и по размерам двусторонняя картина, написанная для алтаря главного собора Сиены, родного города художника.
До настоящего времени «Маэста» сохранилась лишь частично. Пережившая немало варварских вивисекций, вплоть до грубых попыток отделить лицевую сторону картины от оборотной, сейчас она фрагментарно представлена в разных собраниях (от Лондонской национальной галереи до частной Коллекции Фрика, Нью-Йорк). На репродукции можно видеть современную реконструкцию «Маэсты». Вы также можете рассмотреть этот алтарный комплекс в деталях.

Материалом для алтарной картины служило дерево. Произведение имеет две стороны: лицевая посвящена Богородице, оборотная – Христу. И с той, и с другой можно видеть иконографический нарратив (последовательный рассказ), описывающий основные события земной жизни Спасителя и Пресвятой Девы.

Верхнюю часть «Маэсты», предположительно, составляли пинакли (франц. рinacle – крылышко, конёк) – использующиеся в готической архитектуре остроконечные башенки, содержащие клейма (небольшие композиции на темы богородичного и христологического циклов). Центральный сюжет лицевой стороны – «Величание Богоматери» (собственно «Маэста», от итал. maestà – возвеличивание, величание). Её трон с трёх сторон окружают многочисленные ангелы, апостолы Петр и Павел, Иоанн Богослов и Иоанн Креститель. Есть среди окружающих Мадонну и местные святые – св. Екатерина Сиенская и другие.

Общее настроение картины – чрезвычайно приподнятое и торжественное, чему в немалой степени способствует колорит: светящийся фон и золотые нимбы, эмалевая звонкость синих и красных цветовых пятен, глубокий и выразительный темно-синий цвет одеяния Марии. Значение «Маэсты» Дуччо ди Буонинсенья для эволюции итальянской живописи состоит в постепенном уходе от умозрительности в направлении более реалистической трактовки образа. Так, лики Мадонны и Младенца лишены характерной византийской вытянутости, которую еще можно найти у раннего Дуччо, они выписаны более живыми и округлыми. Сиенская живописная школа отличается от флорентийской не «драматической», а «лирической» трактовкой живописных сюжетов. В соответствии с этим история Христа и Марии в «Маэсте» даётся без патетики и надрыва, но со спокойным и уважительным вниманием к мелким деталям. Дуччо сознательно отказывается от свойственных его времени запутанных аллегорий и делает изображение нарочито доступным и наглядным.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии