Регистрация

Мадонна Ручеллаи

Предложить название
1285, 290×450 см • Темпера, Дерево  • 
Альтернативные названия
  • Мадонна Ручеллаи, сцена: Мадонна на престоле с ангелом
Аннотация
«Мадонна Ручеллаи» написана Дуччо ди Буонинсенья в 1285 году по заказу церкви Санта Мария Новелла (Флоренция). Своё имя картина получила позднее по названию капеллы (часовни) Ручеллаи, куда она была перенесена в XVI столетии.

Проблема атрибуции «Мадонны Ручеллаи»

Длительное время работу приписывали флорентийцу Чимабуэ. Этого мнения придерживался даже такой авторитетный знаток искусства, как Джорджо Вазари.

Благословляющий жест Младенца и форма рамы с треугольным фронтоном, несомненно, напоминают «Маэсту» Чимабуэ (Париж, Лувр). Однако во всём остальном ощущается заальпийское (североевропейское) влияние, не свойственное творчеству Чимабуэ. Готическая яркость и сияние красок, прозрачность и звучность цвета «Мадонны Ручеллаи» также объясняется северноевропейским художественным воздействием.

Решающим аргументом в пользу авторства Дуччо ди Буоненсенья стал декор обрамления «Мадонны Ручеллаи». По всему периметру рамы, в медальонах, расположенных на равных промежутках друг от друга, изображены поясные фигуры апостолов и доминиканских святых. Их подбор, по мнению исследователей, соответствует идейной программе одного из монашеских подразделений Доминиканского ордена – Братства Лаудези, возникшего в 1244-45 годах. Главной своей задачей Братство видело борьбу с множащимися ересями, а методом борьбы - активацию проповеднических усилий. В своих проповедях оно апеллировало к житиям доминиканских святых, многие из которых изображены на раме «Мадонны Ручеллаи». Поскольку существуют документы, подтверждающие, что Братство Лаудези заказывало картину Дуччо, предполагается, что это и есть «Мадонна Ручеллаи».

Художественные особенности «Мадонны Ручеллаи»

Выписанная на золотом фоне Пресвятая Дева с Младенцем, восседающая на высоком троне, соответствует византийской традиции, однако саму византийскую манеру письма Дуччо обогащает изяществом и декоративностью готики. Не вполне типична иконография картины: ангелы здесь не просто предстоят Мадонне, а поддерживают её трон, словно спуская его с небес на землю. Лёгкость и изящество линий (например, мягкая трактовка драпировок ангельских плащей и такое новшество, как золотая кайма на одеянии Марии) также свидетельствуют о явном влиянии французского готического искусства. А боковой ракурс, в котором написан резной трон Девы Марии, является робким намеком на преодоление плоскостности изображения и последующее появление в итальянском искусстве линейной перспективы.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Темпера
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP