Регистрация
Феликс Валлоттон
Феликс
 Валлоттон
Франция 1865−1925
Подписаться26                
Подписаться26                
Биография и информация
 
Феликс Валлоттон (франц. Félix Vallotton 28 декабря 1865, Лозанна — 29 декабря 1925, Париж) — швейцарский художник и гравер, имел отношение к группе «Наби». Сыграл важную роль в возрождении искусства ксилографии. Известен серией портретов писателей и политиков XIX века.

Особенности творчества художника Феликса Валлоттона: Валлоттон создал сотни картин и гравюр, был необычайно работоспособным. Он владел совершенно разными стилями, поэтому искусствоведам его творчество трудно отнести к какому-либо течению. Среди его работ можно найти произведения, которые легко классифицировать как реализм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм и даже японизм.

Известные картины художника Филиппа Валлотонна: «Дама со своей служанкой», «Купание. Летний Вечер», «Женщина в черной шляпе», «Вальс».

Феликс Валлоттон. От старых мастеров до импрессионизма


Феликс Валлоттон родился в Лозанне в консервативной протестантской семье среднего класса. Отец его был нотариусом, а мать — дочерью пекаря. Первое свое образование он получил в кантональной (местной) гимназии. Несмотря на то, что семья его была довольно далека от искусства, отец, заметив творческие способности сына, отправил его ни много ни мало — в Париж.

В частной Академии Жюльена он обучался под руководством Жюля Жозефа Лефевра и Гюстава Буланже, которые были последователи реализма. Первое время юноша учился изготавливать гипсовые скульптуры. Многочасовые посещения Лувра и копирования работ старых мастеров сформировали вкус Валлоттона: Гольбейн, Дюрер и Энгр стали его художественными идеалами до конца жизни. Художнику нравилось творчество Курбе, но этот период был недолгим. После выставки Мане в Париже он увлекся импрессионизмом.

Тем не менее ранняя живопись Валлоттона — это стремление к традиционной, реалистичной живописи. Первая его успешная работа — это «Автопортрет», в котором еще читается ученическое подражание Дюреру и Гольбейну. В 1886 году он получил за нее премию в Салоне французских художников (Salon des artistes français). 1880-е годы Валлоттон посвятил рисунку, гравюре и искусствоведческим исследованиям. Он освоил офорт и с помощью этой техники копировал картины старых мастеров. Женевский музей заказал ему серию копий испанских художников, в том числе и Веласкеса.

В конце 80-х годов Валлоттон отправляется в путешествие со своей кузиной по Австрии и Италии. Единственным заработком для них были рисунки художника, но доход был такой мизерный, что иногда не хватало даже на еду. Брат с сестрой были вынуждены вернуться. Дома он продолжает заниматься акварелью и офортами. Но настоящую известность ему принесет ксилография — гравюра на дереве, и его талант делать уплощенный черно-белый образ максимально выразительным. Первая его работа — портрет Поля Верлена.

Новое рождение ксилографии


«Купальщицы» — десять работ на черном фоне стали первым шагом Валлоттона к известности как мастера ксилографии, и началом его работы с обнаженной натурой, которая стала одной из важных в его творчестве. Позировала ему Хелен Шатено — модель и возлюбленная, с которой он жил несколько лет.

У него выработался свой стиль, новый и незнакомый зрителю: это лаконичный, часто резкий переход от черного к белому. Один из главных художественных приемов гравюры — штрих, создающий объем, Валлотон избегал, предпочитая плоскостность и резкие контуры. Критик Октав Юзан назвал его «родоначальником возрожденной ксилографии», потому что к концу века этот вид искусства перестал быть самостоятельным, превратившись в способ копирования.

Помимо импрессионизма и постимпрессионизма на Валлоттона произвела впечатление и отразилась в его искусстве японская гравюра. Впервые с ней он познакомился на выставке в 1890 году в Школе изящных искусств. Он был не единственным поклонником этого вида творчества, японизмом увлекались многие, и это было модным. В свое время он даже коллекционировал такие работы.

Валлоттон — художник, но его мысли и время занимало не только изобразительное искусство. Его увлекала политика, что особенно проявилось в 90-е годы. Его политические взгляды нашли отражение в ксилографии, его героями стали демонстранты, уличные толпы, он создал несколько сцен с полицейскими, атакующими анархистов. Заказчиками выступали различные политические журналы Берлина, Мюнхена и Парижа.

С 1892 года он стал участником группы «Наби», где его ласково прозвали «наби-иностранец». Вообще, следующее десятилетие ознаменовалось для Валлоттона активной дружбой с авангардистами и общим влиянием актуального искусства конца XIX века. Плоскостность, яркие локальные цвета, упрощение форм и даже угловатость — все это были его орудия выразительности и экспрессии. Он писал жанровые сцены, портреты и ню. Картина «Купание. Летний вечер», выставленная в 1893 году — яркий пример живописи этого периода. Она привлекла внимание общественности, большая часть которой была поражена эротизмом работы, а вовсе не художественным новаторством.

Валлоттон коснулся и театральной жизни, создав обложку для театральных пьес шведского драматурга Августа Стриндберга. В течение 1890-х годов он работал иллюстратором нескольких книг, например, таких как «The Mistress» Жюля Ренарда и «Книга масок» Реми де Гурмона.

Гравюры Валлоттона, благодаря самому методу, были широко распространены в периодических изданиях и книгах Европы и Соединенных Штатов. Они были не просто популярны, но оказали значительное влияние на графическое искусство Эдварда Мунка, Обри Бердслей и Эрнста Людвига Кирхнера.

Феликс Валлоттон: сквозь тернии к реализму


В 1899 году Валлоттон расстался со своей возлюбленной Элен Шатено и женился на Габриэль Родригес-Энрикес — дочери арт-дилера Александра Бернхайма, богатой молодой вдове с тремя детьми. Год спустя он, наконец, получил французское гражданство. Брак оказался удачным шагом для Валлоттона не только в социальном плане — он стал близок к аристократии, но и в творческом. У него появились новые возможности, благодаря регулярным выставкам, проходившим в галерее его тестя.

Несмотря на широту взглядов и многочисленные интересы Валлоттон предпочитал всем сюжетам портреты, обнаженные натуры, интимные и спокойные образы. Это домашние сцены, купающиеся женщины, портретные головы. Как раз в период перемен в личной жизни автор издает серию из десяти гравюр, посвященную интимным отношениям супругам (Intimités), с намеком на адюльтер и на неискренность со стороны хитрой и расчетливой женщины. Гравюры были опубликованы в La Revue Blanche.

Если весь период конца XIX века Валлоттон увлекался ксилографией и авангардом, то в начале ХХ столетия он сосредотачивается совсем на ином направлении. Это классическая масляная живопись, при чем с акцентом на реалистичных образах, обнаженной натуре, пейзажах, натюрмортах и интерьерах. Историки искусства сравнивают плоды этого периода с работами Энгра и Курбе.

В этот период Валлоттон написал портреты членов парижской культурной элиты, писателей Феликса Фенеона, художника Таде Натансон, торговца произведениями искусства Амбруаза Воллара, поэта Поля Верлена и писательницу Гертруду Штейн. Он создал довольно крупный групповой портрет художников «Наби» «Пять художников», на котором изображены Пьер Боннар, Эдуар Вюйар, Чарльз Коттет, Кер-Ксавье Руссель и сам Валлоттон, беседующие об искусстве. На полотнах автора нередко можно увидеть и его жену.

Кругозор и интересы Валлоттона по-прежнему не сужаются, ему также интересно искусство во всех его проявлениях. Он писал не только кистью, создавая картины, но и стальным пером, отдаваясь литературе. В 1907 году появился тревожный психологический роман о молодом художнике, покончившем жизнь самоубийством «La Vie meurtrière» (Смертельная жизнь). Книгу увидел свет только в 1927 году уже после смерти автора. Валлотон написал несколько пьес, но они так и остались неопубликованными.

И снова гравюра


1910-е годы отличились тем, что Валлоттон регулярно выставлялся в разных странах, в том числе в России. В 1913 году он получил заказ на портрет из Петербурга, а потому посетил столицу, а затем и Москву, которая произвела на него огромное впечатление. Однако, эта поездка не оставила отпечатка на его творчестве.

Спустя почти 15 лет живописного опыта он снова возвращается к ксилографии. На этот раз его цель — это серия гравюр, посвященных войне «C'est la guerre!» («Это война!»). Первая мировая война не оставила без дела никого, и Валлоттон пожелал отправиться на фронт, куда не был принят из-за преклонного возраста. Однако, военные действия он все же увидел своими глазами, отправившись на фронт с группой художников. Так на свет появились полотна «Верден» и «Руины в Суэне». В издании «Les Écrits nouveaux» он опубликовал заметку, где описал проблемы, с которыми сталкивается художник, переносящий военную реальность на холст («Искусство и война», 1917).

Валлоттон скончался от рака в возрасте 60 лет. Последние годы его жизни были не столь успешны, как предыдущие. Тем не менее, он продолжал работать до последнего дня своей жизни. И это не преувеличение: в день, когда его увезли на операцию, после которой он не выжил, на мольберте так и осталось стоять недописанное полотно.

Валлотон — удивительно плодовитый художник. Он писал в самых разных жанрах, в самых разных стилях. Мало того, что его работы были тиражируемые, благодаря фавориту среди техник — гравюре, он обладал особой продуктивностью. В дневнике, который он вел с юности, отмечено, что всего им было создано 1602 картины и 237 гравюр. И это не считая статей, романов и пьес.

Автор: Людмила Лебедева






Читать дальше
Работы понравились
Наталия Давидович
Katerina Shevchenko
Viktoria Kovalchuk
+47

Лента
Феликс Валлоттон. В темноте
В темноте
Феликс Валлоттон
1916, 17×22 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Феликс Валлоттон. Пешеходный мост
Феликс Валлоттон. Ливень
Феликс Валлоттон. Оргия во время войны
Феликс Валлоттон. Колючая проволока
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 149 работ
Феликс Валлоттон. Порт
4
Порт
1901, 57×62 см
Феликс Валлоттон. Вальс
1
Вальс
1893
Феликс Валлоттон. Купание. Летний вечер
3
Купание. Летний вечер
1892, 97×131 см
Феликс Валлоттон. Сон
4
Сон
1908, 113×162 см
Феликс Валлоттон. Портрет госпожи Гаазен
0
Портрет госпожи Гаазен
1908, 80×65 см
Феликс Валлоттон. Пейзаж. Арк-ла-Батай
1
Пейзаж. Арк-ла-Батай
1903, 67×103 см
Феликс Валлоттон. Женщина в черной шляпе
2
Женщина в черной шляпе
1908, 81×65 см
Феликс Валлоттон. Портрет Гаазена
1
Портрет Гаазена
1913, 81×100 см
Феликс Валлоттон. Интерьер
0
Интерьер
1904, 61×56 см
Посмотреть 149 работ художника
HELP