войти
опубликовать

Антонио
Лигабуэ

Италия • 1899−1965
Антонио Лигабуэ (18 декабря 1899, Цюрих – 27 мая 1965, Гуальтьери) – итальянский живописец и скульптор. Один из представителей примитивизма в искусстве XX века. Художник-самоучка, далекий от мира богемы. 
Особенности творчества Антонио Лигабуэ:
Одним из главных лейтмотивов картин художника, проходящим через все его творчество, является борьба за выживание. Лигабуэ не просто писал животный мир. Это своеобразная аллегория и автобиография художника, который отчаянно пытался выстоять в неравной схватке с жизнью, забыть все горести прошлого и обрести спокойное настоящее. Хищники на картинах художника – это своего рода автопортреты.
Звери, изображенные на полотнах Лигабуэ – олицетворение свободы, страсти, бурлящей энергии, стремящейся вырваться из тесных рам картин. Обычный лес долины реки По на полотнах Лигабуэ чудесным образом превращался в джунгли с экзотическими животными. Художнику не стоило большого труда написать воображаемый мир. Он черпал вдохновение из природы и своей фантазии.
Антонио Лигабуэ был одним из ярких представителей примитивизма, поэтому его нередко сравнивали с Анри Руссо, таким же выдающимся в этом стиле художником. И правда, чаще всего главные персонажи картин у обоих – представители животного мира. Но работы Лигабуэ отличают особая экспрессия, буйство красок, динамика, ожесточенность и напряжение сцен. Хищники на его картинах изображены с разинутой пастью, выпущенными когтями, кричащие и воющие от ярости и боли. О причинах столь экспрессивного видения, как и о сравнениях Лигабуэ еще и с Ван Гогом, скажем ниже.
Художник занимался не только анималистическим жанром. Он написал большое число традиционных автопортретов, которые поражают своей правдивостью и натуралистичностью, передают внутренние эмоции и переживания.
Кроме живописи, мастер проявил себя и в скульптуре, создавая фигуры собак, львов, кабанов.

Известные картины Антонио Лигабуэ: «Леопард с черепом», «Петушиный бой», «Автопортрет», «Леопард».

Трудный ребенок

У Антонио Лигабуэ было тяжелое детство. Его мать, родом из итальянского Беллуно, переехала жить в Швейцарию. Настоящего отца будущий художник никогда не знал. Да и мать умерла от пищевого отравления вместе с тремя его братьями, когда ребенку не было и года. Существует предположение, что Антонио поменял свою фамилию (настоящая фамилия художника – Лаккабуэ) из-за своей ненависти к отцу, которого он заочно обвинял в смерти матери.
Спустя некоторого времени ребенка усыновила швейцарская бездетная пара. Жили бедно, денег не хватало, что сказалось на самочувствии мальчика. Нехватка витаминов и рахит сопровождали его все детство, и это естественным образом отразилось на здоровье уже во взрослом возрасте.
Учеба давалась Антонио с трудом. Только в 14 лет Лигабуэ перешел в третий класс. Тяжелый характер и асоциальное поведение не давали ему адаптироваться среди сверстников. Мальчику не раз приходилось переходить из одного класса в другой, пока, в конце концов, его не отчислили за плохое поведение.

Ван Гог из долины По
Лигабуэ был довольно замкнутым человеком. Он жил дикарем, не любил общества людей и даже побаивался их.
Художник всю жизнь страдал от маниакально-депрессивного расстройства. В первый раз был госпитализирован в психиатрическую больницу из-за нервного срыва, спровоцированного ссорой с приемной матерью.
Когда Лигабуэ создавал свои картины, он рычал и выл, как зверь, в состоянии аффекта нанося себе увечья. На одном из автопортретов художник даже изобразил себя с раной на виске.
Вследствие членовредительства он опять попал в клинику, по выходе из которой поселился у знакомого скульптора Андреа Моццали и продолжал писать. В третий раз художник попал в лечебницу во время Второй Мировой войны, когда служил переводчиком в немецких войсках: во время ссоры он ударил солдата бутылкой, за что был изолирован. В этот раз - на три года.
Антонио Лигабуэ еще при жизни часто называли «итальянским Ван Гогом». И не без оснований: они похожи не только по стилистическим характеристикам своих работ. Оба художника боролись со своими психическими заболеваниями, выплескивая свои переживания на полотна. Живопись для них – это средство от душевной болезни.

Вечный бродяга

После ссоры с приемной матерью та написала на него жалобу, Лигабуэ выслали из Швейцарии. И он отправился в город Гуальтьери, откуда был родом отец художника. Итальянского Антонио не знал (немецкий был его родным языком), знакомых там не имел, жить было не на что. Конечно, он пытался вернуться в родной город, но все попытки не увенчались успехом. Пришлось выживать в совершенно чужой стране. Первое время перебивался случайными заработками, подрабатывал на строительстве дороги, соединяющую Гуальтьери с рекой По. Недалеко от этого места и поселился живописец, где жил затворником вдали от людей.
Может быть, Лигабуэ так и не состоялся бы как полноценный мастер, если бы не одна встреча, которая изменила всю его жизнь: в 1927 году художник познакомился со знаменитым итальянским скульптором Марино Маццакурати (который был, кстати, одним из основателей Римской школы), сумевшим разглядеть в любительских рисунках зарождающийся живописный талант. Маццакурати научил Лигабуэ пользоваться масляными красками и открыл для него дорогу в мир искусства.

Признание и смерть

В 50-х годах ХХ века к Лигабуэ пришла популярность. Он начал выставляться, и в сентябре 1955 года состоялась первая личная выставка художника на ярмарке Гонзаго в итальянском городе Мантуя. Ценители искусства начали скупать его картины. На полученный доход от продаж он купил себе лимузин вместе с водителем и двенадцать мотоциклов! Мотоциклы и сыграли с ним злую шутку. Лигабуэ попал в аварию, художника парализовало, и после этого он прожил всего два года, продолжая писать картины до самой смерти.
Еще не раз работы этого удивительного мастера выставлялись по всей Италии. В 2018 году произведения Антонио Лигабуэ впервые показаны в России. На ретроспективной выставке в Москве (с 25 января по 11 марта) - около 70 картин художника, а также его скульптурные работы, отлитые в бронзе.

Автор: Мария Давыдова

Перейти к биографии