войти
опубликовать

Джордж
Стаббс

Биография и информация

Джордж Стаббс (George Stubbs; 25 августа 1724, Ливерпуль – 10 июля 1806, Лондон) — один из знаменитых английских живописцев, анималист, график, ученый-натуралист. Наиболее известен своими изображениями лошадей.

Особенности творчества художника Джорджа Стаббса: Стаббс отличался яркой независимостью характера и живописи. Его анималистические работы — это не просто наблюдения любителя, но полноценные научные исследования и удивительная анатомическая точность. Он писал и рисовал множество животных, которых встречал в своих путешествиях и в частных английских зверинцах. Но наибольшую популярность ему подарили его конные «портреты», популярные среди английской аристократии и одновременно презираемые художниками-академистами.

Известные картины Джорджа Стаббса: «Лев, нападающий на лошадь», «Кенгуру из Новой Голландии», «Кобылы и жеребята, пугающиеся надвигающейся грозы», «Уистлджекет».


Джордж Стаббс: между скотобойней и мольбертом


Величайший «лошадиный» мастер родился в Ливерпуле в семье кожевника, чье дело было достаточно прибыльно. У Стаббса-старшего и остальных членов семьи не возникало сомнений по поводу будущей профессии мальчика, который возрасте 10 лет уже научился делать наброски животных. Позже он точно осознал, что животные — это его стихия, но совсем не с той точки зрения, с которой смотрит на них отец. За свой рисунок лошади он занял первое место в местном художественном обществе.

И все же до своих 17 лет Джордж Стаббс был вынужден работать в кожевенной мастерской, а поводом, послужившим толчком к новой жизни была кончина отца. Несмотря на потерю, это событие дало юноше свободу, и он тут же поступил учеником к художнику Гамлету Уинстенли в Ланкашир. Это была не просто сбывшаяся мечта, но и редкое везение. Учитель имел доступ к коллекции картин старых мастеров, которые в те годы мало где публично выставлялись. Стаббс мог формировать свои навыки и художественный вкус под воздействием подлинных произведений искусства.

Однако, обучение у Уинстенли оказалось непродолжительным. Стаббс покинул его и вернулся домой, где остался на четыре года, объясняя это необходимостью изучения природы и анатомии. Почему юный художник ушел от своего учителя достоверно не известно, но сам Уинстенли позже говорил, что юноша не желал заниматься копированием, а хотел сразу приняться за сложную работу, что вовсе не входило в планы мэтра. Получается, что Стаббс был практически самоучкой.

Анатомическое вскрытие как искусство


В течение нескольких лет Стаббс жил на севере Англии и работал как художник-портретист, но портреты этого периода обнаружить не удалось. Примерно с 1745 по 1751 года он изучал анатомию человека в госпитале в Йорке под руководством врача Чарльза Аткинсона. Ему даже удалось самостоятельно провести несколько вскрытий, что привлекло внимание акушера, занимавшегося написанием важного то время исследования «Новейшая система родовспоможения». Стаббс создал к нему серию иллюстраций.

В 1754 году он посетил Италию, как и полагалось любому начинающему художнику. Целью путешествия было знакомство с мастерами Возрождения, но при этом он не упустил шанса завести знакомства и со своими современниками — коллекционерами и скупщиками картин. Их всегда в Риме было в достатке. Позже он сам рассказывал, что в этой поездке в очередной раз убедился в том, что «природа есть и была всегда выше искусства». Лев, атакующий лошадь — любимый сюжет Стаббса, с которым он познакомился скорее всего именно в Риме, во дворце Консерваторов. Есть и более интересная, но менее реалистичная версия: будто, путешествуя по Африке, он увидел это драматическое зрелище своими глазам.

Четыре года спустя наступает один из важнейших периодов жизни художника. Он арендует ферму в Линкольншире, где замается лошадьми.

Стаббс скупал мертвых лошадей на местной бойне, подвешивал их в своей мастерской и собственноручно проводил вскрытия, изучая и зарисовывая каждый этап работы и все части трупа: мускулатуру, соединительные ткани, скелет. Свидетели рассказывали, что эти операции были ужасны: он выкачивал из трупа кровь, а затем заполнял его жиром, для того, чтобы держалась форма. Используя ремни и шкивы, он придавал телу нужную позу и рисовал. Эти зарисовки, создававшиеся в течение шестнадцати месяцев, легли в основу изданного им учебного пособия «Анатомия лошади». Слава Стаббса как ученого началась именно здесь.

Во всех начинаниях Стаббса поддерживала его гражданская жена Мэри Спенсер. К сожалению, мало что можно рассказать об этой женщине. Известно, что она скорее всего была дочерью морского капитана и приходилась дальней родственницей мужу. У них родилось двое детей — сын Джордж, ставший в будущем известным гравером, и дочь Мэри, которая умерла, будучи младенцем.

После, уже живя в Лондоне, анималиста замечают конновладельцы и хозяева конюшен. Они заказывают ему портреты своих лошадей, жанровые сценки, иногда и портреты всадников, где характеру лошади уделяется внимание как полноценному герою картины. Заказчики с уверенностью признавали его даже лучшим художником, чем Джеймс Сеймур и Джон Вуттон. Его клиентами становились не просто любители конного спорта, но по-настоящему знатные и влиятельные люди того времени, например Джозеф Бэнкс — участник экспедиции Кука по Тихому океану.

Сюжеты и мотивы произведений Джорджа Стаббса


Стаббс любил лошадей, он их рисовал и препарировал, изучал и имел доход с любимого дела. Кобылы и жеребята — часто повторяемый сюжет в его работах. Часто он изображал их на фоне деревьев и водной поверхности, что делало силуэт животных более выразительным. Но, как великий анималист, он имел в своем арсенале запас не менее интересных совсем не «лошадиных» сюжетов.

Стаббс уделял внимание разным экзотических животным, включая львов, леопардов, зебр, обезьян и носорогов. Их он наблюдал в своих путешествиях, некоторых имел возможность видеть в частных лондонских зверинцах. Он был первооткрывателем кенгуру для британской публики, написав его портрет, имея в распоряжении лишь рассказы очевидцев и шкуру убитого животного.

Особой привлекательностью обладает автопортрет на Белом Охотнике — овальное эмалевое изображение, где автор сидит верхом на охотничьей лошади.

Историческая тематика тоже увлекала Стаббса, но не сыграла важной роли в его творчестве.

Реальная востребованность работ Стаббса легко совмещалась с негативным восприятием официальной художественной критики. Художник-анималист и признанный художник — это были несовместимые понятия. «Лошадиное искусство» (а такой термин действительно существует - «Equestrian art») воспринималось три столетия назад как «низкое» искусство, идущее где-то позади портретов, пейзажей, жанровых и исторических тематик. И тем не менее Стаббс стал великим художником в своем направлении.

От славы до забвения


Период 1760-х годов — расцвет искусства Стаббса. Он создает целый ряд портретов лошадей, изображая их как отдельно, так и со всадниками. Многие свои работы он выставлял в Обществе художников Великобритании, где чуть позже стал членом правления. Одним из его достижений на этой должности была предоставленная членам общества возможность публичного вскрытия трупа. Это позволило художникам изучать анатомию не в теории, а на практике.

Популярность Стаббса росла, а потому он окончательно перебрался жить в Лондон, чтобы быть в непосредственной близости к центру творческой жизни. Его мастерская впечатляла своими размерами — в нее без труда заводили лошадь.

В 1775 Стаббс переключил свое внимание на недавно открытую, но уже признанную Королевскую академию художеств. Став членом Академии, он не стал ее преданным другом из-за разногласий, а если точнее, то нежелания академика предоставить дипломную картину. В конце концов в результате провальной выставки эмалей и разразившегося скандала, анималист был исключен оттуда. Вообще, на эмали, а также на создание декоративных расписных тарелок он возлагал большие надежды, но, к сожалению, затея оказалась не лучшей. На деле у него осталось немало долгов. Интересно, что весь путь художника — это постоянные сомнения, он никогда не был уверен в правильности выбранного направления. И все же резкий негатив официальной художественной элиты вызывал в нем чувство протеста и провоцировал настаивать на своем.

Работы Стаббса стали известны и популярны не только из-за востребованности его портретов среди спортивной аристократии, но и благодаря такому способу тиражирования, как гравюра, которую он сам же и выполнял. Стаббс был одинаково силен в исполнении как крупных, так и небольших заказов.

Неуважение художников к коллегам, пишущим животных — неприятная, но распространенная обыденность, которая коснулась не только Стаббса. Последние годы жизни оказались для него испытанием, он провел их в забвении и лишении. Полностью остаться без средств к существованию ему не позволила Изабелла Салтонсталл — поклонница его творчества, которая скупала его картины, отдавая за них сумму значительно больше реальной. Тем не менее он продолжал заниматься самым привлекательным для него делом — анатомией. Его последняя научная работа — это труды по сравнительной анатомии, где он сравнивал скелеты человека и животных.

Джордж Стаббс скончался 10 июля 1806 года от сердечного приступа.

Современная ценность картин Джорджа Стаббса


Лошади Стаббса — это не вершина реализма в понимании современного зрителя. Его конные изображения могут показаться немного странными, наивным или даже театральным, но таково искусство XVIII века. Современники ценили такие портреты, не без основания находили в них индивидуальность, способную передать характер и особенности конкретного животного. Невероятная преданность своему делу, истинно научный подход и упорство сделали Стаббса своего рода подспорьем, светочем для всех последователей анималистической живописи.

Упрямство, смелость, а порой дерзость решений и поступков Стаббса привели его к славе и они же способствовали его забвению. Однако сегодня работы художника стоят очень хороших денег. Тем более, что многие холсты были утеряны по причине технической особенности его живописи — очень тонкого слоя масленой краски.

Картины «лошадиного» автора для современного ценителя — это не только хороший вкус и заинтересованность лошадьми, но и выгодное вложение. Работы оценивают действительно дорого.

Например, в 2010 году «Кобылы с жеребятами на речном берегу» Стаббса, никогда не выходившие ранее на рынок, были продана на аукционе Sotheby's за 15,9 млн фунтов стерлингов.

Рекордная цена за картину Стаббса «Gimcrack on Newmarket Heath, with a Trainer, a Stable-Lad, and a Jockey» была установлена на аукционе Christie's в Лондоне в июле 2011 года. Gimcrack — это имя одного из самых популярных и любимых многими скаковых лошадей XVIII века. Она стала третьим из самых ценных живописных произведений старых мастеров, когда-либо проданных на этом аукционе. Цена картины — 22,4 млн фунтов стерлингов. Продавцом были представители Woolavington — одной из лучших коллекций спортивного искусства в мире. А вот покупатель пожелал остаться неизвестным.

Работы Стаббса можно встретить в лучших музейных коллекциях Англии: в Лондонской Национальной галерее, Национальном морском музее в Гринвиче, Национальном музее Ливерпуля, в Галерее Тейт, Хантерианском музее, в Музее Виктории и Альберта и не только.

Автор: Людмила Лебедева