войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль: Маньеризм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1592
Размер: 121.5×105 см
Работа в подборках: 31 подборка

Описание картины «Апостолы Петр и Павел»

«Апостолы Петр и Павел» – на редкость сдержанный образец религиозной живописи кисти Эль Греко. В отличие от экстатических, насыщенных деталями многофигурных сцен (1, 2, 3), прославивших живописца как в его постоянном месте обитания – испанском Толедо – так и далеко за его пределами, эта картина предельно лаконична, но не менее эффектна.

Считается, что полотно изначально предназначалось для алтаря церкви Коллегии доньи Марии де Арагон в Мадриде. Но в результате военных действий в 1808 году в числе прочих картин Эль Греко работа была вывезена из города, дабы предотвратить разграбление творческого наследия художника солдатами Наполеона. В 1911 году российский военный деятель Петр Дурново подарил холст с апостолами Эрмитажу, где он хранится по сей день.

Петр и Павел: единство или борьба противоположностей?


Несмотря на кажущуюся простоту композиции, эта картина Эль Греко стала благодатным полем для интерпретаций, на котором поломали немало копий маститые искусствоведы. Версии о том, что именно имел в виду художник и какой смысл вкладывал в жесты первоапостолов выдвигались самые противоречивые, вплоть до противоположных.

Согласно одной из них, на полотне запечатлен эпизод из жития святых, описанный в Послании к Галатам. В нем апостол Павел обличает своего старшего соратника в лицемерии и непоследовательности, после того как тот стал чураться язычников в присутствии принявших христианскую веру иудеев, в то время как ранее отмечал необходимость проводить миссионерскую деятельность не только среди евреев, но и других народов.

С этой точки зрения положение апостола Павла на картине трактуется как доминирующее, его жест – обвиняющим, а апостол Петр выступает раскаивающимся отступником. Но у этой концепции есть немало противников, и не безосновательно: ей не соответствует характер взглядов обоих святых. Они направлены будто бы не извне, а внутрь, на созерцание чего-то сокровенного от наших глаз. Больше похоже на то, что проповедники глубоко погружены в свои молитвы либо серьезные размышления духовного толка.

Конечно, стройность композиции держится на противопоставлении, как это очень часто случается у Эль Греко. Опыт и седина святого Петра контрастирует с решительностью и твердым взглядом его более молодого соратника. Излюбленным приемом художника в принципе была игра на контрасте, особенно между земными и небесными материями. И как обычно предпочитал поступать Эль Греко в подобных случаях, он подчеркивает его комбинированием в рамках одного полотна различных художественных средств.

Человеческая природа апостолов отражена при помощи четко, максимально реалистично прорисованных ликов, их рук, фона. А неотмирность, сопричастность Духу Святому нашла воплощение в сияющих накидках, написанных в свободной, экспрессивной манере. Иерархия апостолов передана при помощи колористики: в византийской иконописной символике золотистый – высший цвет в табели о рангах, а красный следует сразу за ним.

Ловцы человеков


Из Священного Писания известно, что первоапостолы пришли к вере радикально разными путями. Рыбака Симона призвал сам Христос, дав ему имя Петр. Жестокого фарисея Савла поверг ниц глас Божий спустя год по воскресении Христовом, когда тот следовал в Дамаск, будучи преследователем первых христиан. Так он стал апостолом Павлом, одним из наиболее активных проповедников христианства. На эту разницу в их судьбах обращает внимание художник, помещая в правый нижний угол две книги.

Нижняя, большая – очевидно Евангелие, на котором зиждется христианское учение. Поверх него раскрыта книга Деяний, созданная апостолами. Неизвестно, входило ли это в замысел Эль Греко, но получился занятный баланс. Фигура апостола Петра занимает меньше места на полотне, что с лихвой компенсируется наличием на переднем крае книги, в которой описываются самые важные события его жизни – годы, проведенные рука об руку со Спасителем.

Павел же, чья фигура доминирует на картине, левой рукой уверенно опирается на созданные им тексты (ведь именно он написал существенную часть апостольских Посланий), но правой словно принимает духовный опыт у более умудренного Петра. Это переплетение рук и жестов двух апостолов и есть смысловой и композиционный центр картины, неслучайно расположенный аккурат на золотом сечении. Именно взаимодействие и мистический обмен мудростью таких разных, но объединенных общим делом миссионеров, а не их противостояние – ключевая идея работы Эль Греко.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии