войти
опубликовать

Григорий
Васильевич Сорока

Россия • 1823−1864

Биография и информация

Грамоте его обучал Василий Матвеевич Владимиров, в благодарность которому Сорокин подарил альбом с рисунками, изображавшими местных крестьян. В 1842—1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. Между Лидией, старшей дочерью Милюкова, и Григорием вспыхнула страсть и тогда отец насильно женил Сорокина на крепостной (в этом браке у него было двое детей, а Лидия стала крёстной матерью его старшего сына), Лидию Николаевну выдал за некоего полицейского ротмистра Сафонова… Однажды Милюков приказал выпороть Сорокина за некую провинность, после чего художник покончил жизнь самоубийством — повесился. Был похоронен за церковной оградой. Лидия позже отравилась.

Родился в деревне Покровское (Тверская губерния) 15 (27) ноября 1823 в семье крепостного крестьянина. В 1841 был взят в дом хозяина, помещика Н.П.Милюкова (в имении Островки). Обнаружив яркий талант рисовальщика, стал одним из учеников А.Г.Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. Несколько лет жил попеременно то в Сафонково, то в Островках.

 

Наследие художника невелико: бесспорными можно считать не более 20 недатированных картин, исполненных в основном в 1840-е годы. Особенно удавались художнику приусадебные пейзажи, полные созерцательного спокойствия и тишины, - таковы, в первую очередь, картины, написанные в селе Спасском (Тамбовская губерния), принадлежавшем родственникам Милюкова (Рыбаки. Вид на озеро Молдино, Вид на плотину; обе работы - в Русском музее; Часовня в парке, Эрмитаж). Написал несколько интерьеров: Гумно, Кабинет в Островках, Отражение в зеркале (все - в Русском музее). Свойственная работам Сороки «наивная» застылость форм вкупе с поэтической интуицией, уподобляющей простой акт восприятия натуры некоему бытовому чуду, сближает его манеру с магическим реализмом 20 в., делая художника наиболее «современным» из всех венециановцев. Сорока оставил также ряд лирически-тонких портретов (Е.Н.Милюкова; А.Г.Венецианов; оба там же; и др.).

 

Так и не получив вольной, Сорока оказался в особенно тяжелом положении после смерти Венецианова (1847), главного своего заступника перед барином. Его явно тяготил контраст между сложившимся уже в нем внутренним образом художника-творца и фактическим бесправием. Покинув усадьбу, в начале 1850-х годов вернулся в Покровское, где писал иконы для местных церквей (Спас Нерукотворный, Картинная галерея, Тверь; в целом же круг этих вещей четко еще не определен). Вовлеченный в крестьянские волнения после отмены крепостного права (он написал для своих односельчан письмо Александру II c жалобой на несправедливые условия выкупа земли), был подвергнут телесному наказанию, после чего повесился.