войти
опубликовать

Моретто да Брешиа

Италия • 1498−1554

Биография и информация

Его учителем был Фьораванте Феррамола (по другим сведениям — Винченцо Фоппа, среди его наставников упоминаются также Тициан, Джакопо Пальма и Джироламо Романино). Художниками стали и оба его брата — Пьетро и Джакопо.

В 1521 расписывал вместе с Романино Капеллу Сакраменто кафедрального собора Брешии, в 1522—1524 работал в Падуе. У него были также совместные работы с Лоренцо Лотто и Флориано Феррамолой.

Александро Бонвичино (ок. 1498-1554 г.), по прозванию Моретто, родился в городе Брешиа. На его искусство немалое влияние оказало знакомство с картинами брешианского мастера Романино. С пристальным интересом изучал он творчество Л. Лотто и Тициана. Почти всю свою жизнь Моретто провел в Брешии и ее ближайших окрестностях, лишь изредка исполняя заказы в иных местах. Известно, что он работал в Бергамо (1529), Милане, Вероне (1540-1541).

Композиционная гармония, спокойствие и уравновешенность различных элементов картины, характерная для живописи Высокого Возрождения в городах Средней Италии, соединилась в его произведениях с эмоциональностью, выразительностью цвета, типичной для венецианской школы. Картины Моретто легко угадываются по особому мягкому серебристому тону, придающему им благородство. В Брешии сохранилось довольно много композиций Моретто на религиозные темы, алтарных образов. Таковы, например, "Взятие богоматери на небо" в церкви Сан-Назарио-е-Чельзо. К ним можно прибавить и "Пир в доме Левия" (1544) в церкви Санта-Мария дел-ла Пьета в Вероне. Ныне многие из этих композиций перекочевали в различные итальянские и иностранные музеи. Среди них "Христос в Эммаусе" в городской галерее Брешии, "Мадонна со святыми" во Франкфуртском музее и знаменитое полотно из Венского художественно-исторического музея - "Святая Юстина с Донатором". Как правило, Моретто создает в них образы людей идеально величественные, прекрасные. Правда, в них часто мы не ощущаем подлинной внутренней жизни, мощи, как у Тициана. Рядом с гигантами живописи Высокого Возрождения он кажется несколько провинциально скованным, замечаешь известную громоздкость его построений. Но, впрочем, в этой серьезности, статичности, можно усмотреть и иное. За этим встает мир небольшого провинциального города великой эпохи искусства.

У Моретто явно менее сильно звучит патетическое, героическое начало. Его неожиданно влечет к лирике, в его композициях можно встретить элементы чисто бытовые, можно угадать тягу к рассказу. Все это создает сложное единство, когда требования и вкусы времени тесно пересекаются с личными склонностями. Но при всем мастерстве, оригинальности больших композиций Моретто, пожалуй, сильнее он был в другом жанре - в портрете. Можно без преувеличения назвать его в числе лучших портретистов эпохи, когда искусство портретной живописи находилось на небывало высоком уровне. Особую, почти хрестоматийную известность среди портретов, исполненных художником, получил "Мужской портрет", украшающий Национальную галерею в Лондоне. Моретто изобразил своего героя в свободной, непринужденной позе, чрезвычайно естественно и правдиво. В пору, когда в моде был идеализированный портрет (хотя, конечно, развитие портретного искусства эпохи вовсе не исчерпывается ею), это было необычно и смело. Плавная, мягкая манера живописи как нельзя лучше подходит к этой непосредственной передаче впечатлений от человека. Одним из первых в европейском искусстве, он, нарушив привычные композиционные схемы, изобразил своего героя в рост.

Ученик Моретто, художник из Бергамо Джованни Морони, популяризировал многие из приемов портретного искусства мастера. Творческие устремления Моретто оказались в какой-то мере противоположны начавшему уже тогда широко распространяться в итальянском искусстве маньеризму. Он не следовал механически принципам портретной живописи великих мастеров Высокого Возрождения - это было бы эпигонством. Но в своих произведениях опирался на их достижения, стараясь в новых условиях следовать их идеалам.