Регистрация

Смерть майора Пирсона 6 января 1781 (Штурм Джерси)

Предложить название
1783, 251.5×365.8 см • Масло, Холст

Описание картины «Смерть майора Пирсона 6 января 1781 (Штурм Джерси)»

Знаменитый американский портретист Джон Синглтон Копли перед началом Войны за независимость в США уехал в Британию, где переключился с портретов на масштабные исторические и батальные композиции. Одной из них является «Смерть майора Пирсона 6 января 1781», хранящаяся в галерее Тейт.

В ночь с 5 на 6 января 1781 года малочисленная французская армия высадилась на острове Джерси (отсюда другое название картины Копли – «Штурм Джерси»). Целью французов было вернуть остров, ставший английским владением в 1066-м году.

С восходом солнца французы подошли к столице, захватили губернатора Мозеса Корбета и заставили его подписать документ о капитуляции. Однако британский гарнизон и полиция Джерси, расквартированные за пределами города, отказались принять капитуляцию. Имея численное превосходство, они организовали контратаку во главе с 24-летним майором Фрэнсисом Пирсоном. Размещая своих людей по позициям для решающего боя за центр города, юный Пирсон был застрелен французским снайпером, убитым, в свою очередь, черным слугой Пирсона по имени Помпей. Апогей битвы проходил на Королевской площади, которую можно узнать по статуе Георга II. Французы были побеждены.

На фоне неизбежного поражения в американских колониях британцы восприняли новость о победе над французами (союзниками США и извечными противниками англичан) «на ура». Картину заказывали неоднократно. Это сразу же укрепило репутацию Копли.

Тему благородного героя, истекающего кровью на поле битвы, ввёл в моду земляк Копли Бенджамин Уэст. Но Копли дополнительно нагнетает драматизм. Для этого он переносит смерть майора из начала боя в его победоносный конец. Картина полна движения и цвета, красочного буйства бело-красных солдатских мундиров. Опрокинутое тело поддерживает группа солдат, сверху развевается британский флаг. Слева стоит чернокожий слуга Помпей, целящийся в снайпера. Справа для большего драматизма Копли изобразил семью гражданских, которые хотят вырваться с поля битвы. Эта группа была написана с жены, семейной медсестры и детей художника.

Картина удостоилась множества лестных отзывов. Эбигейл Смит Адамс (жена 2-го президента США) писала, что никогда не видела живописи более выразительной, чем эта: «Я смотрела на картину, пока мне не сделалось дурно. Вы можете мне не верить, но я услышала стоны раненого сержанта, прижимающего платок к груди, пока кровь струится по его руке».

Автор: Олег Выбыванец
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Стиль и техника: Масло
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP