Регистрация

Соната моря. Анданте

Предложить название
1908, 73×62 см • Темпера, Бумага

Описание картины «Соната моря. Анданте»

По легенде, всероссийская (а затем и мировая) слава малоизвестного на тот момент литовского художника Чюрлёниса началась с картины «Соната моря. Анданте».

Чюрлёнис, чьи картины уже выставлялись в Вильне и Каунасе, но почти не продавались, переезжает в Петербург. Октябрьским вечером 1908 года его с целью знакомства посетил Мстислав Добужинский. Он был ровесник Чюрлениса, но на тот момент уже имел значительное влияние и известность как художник и критик. День выдался хмурый, неприветливый. Жилье Чюрлёниса наводило на мысль, что его хозяин жестоко бедствует – и так оно и было. Ранимый и робкий Чюрлёнис растерялся, смущаясь бедности и не зная, куда посадить знаменитого гостя.

И тут Добужинский увидел лист бумаги размером примерно 60 на 70 см. Пришпиленный кнопками к стене, он словно осенял и стену, и всю комнату холодным «нездешним» светом.

На морском дне смутно виднеются затопленные корабли и города. От них вверх поднимаются две линии не то жемчужин, не то пузырьков воздуха. Чья-то неведомая рука держит маленький парусник, спасая его от поглощения пучиной. И над этим фантастическим пространством струят желто-зелёные лучи два солнца.

Впечатлённый Добужинский знакомит Чюрлёниса с кружком «мирискусников». Посмотреть его пастели, офорты и темперы приходят Бакст, Лансере, Бенуа, Сомов, Маковский. Музыкальный ритм композиции, умение постичь и передать глубину и таинственность пространства – всё это было столь оригинальным и ни на кого не похожим, что Чюрлёниса сразу же пригласили принять участие в большой выставке, организованной Маковским...

Чтобы восприятие картины «Соната моря. Анданте» было более полным, нужно учитывать, что это – часть живописной сюиты, цикла, состоящего из трех частей: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». В «Аллегро» мы можем видеть, как волны ритмически накатывают на побережье, а холмистый берег противостоит их напору. В «Финале» изображён уже мощный шторм, беснующаяся водная стихия. «Соната моря. Анданте» - средняя и самая «спокойная» часть трилогии (andante - обозначение умеренного музыкального темпа). Море на время утихомирилось, и в этой паузе между штормами словно появилось возможность подумать о прошлом и о том, что будет; о вечном и о том, что безвозвратно исчезло, смытое морскими волнами.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Марина, Мифологическая сцена
Стиль и техника: Символизм, Темпера

Эта работа в подборках пользователей

  • Джохадзе. Девушка со скрипкой
  • Роман Калюжный. Струны
  • Валантен де Булонь. Концерт
Музыка
11 работ • 0 комментариев
  • Юрий Павлович Анненков. Портрет М. А. Кузьмина
  • Юрий Павлович Анненков. Портрет В. Мотылевой
  • Юрий Павлович Анненков. Эскиз декорации к спектаклю "Газ"
Russe
Собирает Кирилл Смолкин
29 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Валантен де Булонь. Концерт
1
Концерт
Джохадзе. Девушка со скрипкой
50 000 ₽
0
Девушка со скрипкой
Джохадзе
60×80 см
Юрий Павлович Анненков. Портрет В. Мотылевой
3
Портрет В. Мотылевой
Юрий Павлович Анненков. Портрет М. А. Кузьмина
0
Портрет М. А. Кузьмина
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP