• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
Литва 1875−1911
Подписаться19             
Подписаться19             
Биография и информация
 
По меркам великого Данте («Земную жизнь пройдя до половины…»), Чюрлёнису была суждена ровно половина срока, отпущенного человеку. Он умер в 35. Однако уникальность таланта и интенсивность творческой жизни Чюрлёниса были таковы, что позволили ему стать, во-первых, родоначальником литовской камерно-инструментальной и симфонической музыки, а во-вторых, одним из самых самобытных художников ХХ столетия. Вовсе не ставя перед собой подобной задачи (ведь человеком он был очень и очень скромным), Чюрлёнис стал живым воплощением идеальной мечты Серебряного века о великом синтезе искусств.

Музыкальную одаренность художник унаследовал от отца, Константинаса Чюрлёниса. Тот когда-то решился свернуть с пути потомственного литовского крестьянина и выучился играть на органе. В костёле, ставшем его новым местом работы, он познакомился с немецкой девушкой по имени Адель. Её семья, христиане-евангелисты, бежала из Германии из-за религиозных преследований.

Адель и Константинас повенчаются в 1873-м году, в их семье будет девять детей. А их первенец, рожденный 22 сентября 1875 года и получивший при крещении двойное имя Микалоюс-Константинас, через 30 лет станет национальной гордостью Литвы.

Поначалу мало что предвещало в Чюрлёнисе художника. Все его способности были направлены на другое: он был настоящим музыкальным вундеркиндом, закончил оркестровую школу в Плунге, учился контрапункту и композиции в Варшаве. Его кантаты, фуги и особенно небольшие пьесы для рояля имеют успех. В 25 лет он напишет симфоническую поэму «В лесу», и по сей день считающуюся наивысшим достижением литовского музыкального искусства.

Но что-то неясное влечёт Чюрлёниса совсем в иную сторону. За свою жизнь он не раз отвергает лестные карьерные предложения — стать ректором Люблинской консерватории или профессором консерватории в Варшаве. Вместо этого он едет в Лейпциг. Вроде бы совершенствовать музыкальное образование в местной консерватории. На самом деле — быть ближе к эпицентру художественной жизни, и рисовать, рисовать… В письмах из Лейпцига он все чаще, смущаясь и иронизируя над собой, упоминает о своих занятиях живописью.

В 27 лет Чюрлёнис, уже весьма известный как композитор, начинает учиться рисованию. Теперь всё больше времени, ранее отданного музыке, тратится на запечатление с натуры видов природы, лиц и фигур людей. Чюрлёнис увлекается творчеством польских и немецких символистов. Ему близки их поиски «красоты таинственного», стремление запечатлеть на бумаге или холсте фантазии и грёзы.

Но и композиторство не уходит из жизни Чюрлёниса: он продолжает сочинять, а его художественное творчество проникнуто духом музыки. Его циклы и отдельные картины не просто носят названия музыкальных жанров («Похоронная симфония», «Соната солнца», «Соната звезд» и др.), но и строятся по законам музыкальной гармонии, известным Чюрлёнису в совершенстве.

Революция 1905-го года в Российской империи и следующие за ней процессы национальных ренессансов приводят Чюрлёниса в Литву. Впервые он осознает себя литовцем и клянется посвятить жизнь родине, много делает для возникновения в Литве полноценного культурного пространства.

Интересно, что, горячо разделяя идеи литовского национального возрождения, Чюрлёнис почти не говорил по-литовски — его языками общения были русский, немецкий, польский. Но судьба послала ему замечательную учительницу — студентку-филолога из Краковского университета Софию (Зосю) Кимантайте. Пламенная патриотка Литвы, она учила Чюрлениса литовскому языку, знакомила с литовской поэзией и стала впоследствии его женой.

В 1908-м, не найдя понимания своего искусства на родине, Чюрлёнис приезжает в Петербург, где сближается с кругом «Мира искусства», участвует в организуемых ими выставках. Он бедствует, работает на износ и, подрывая свои физические и психические силы, тяжело заболевает. Жена забирает его в Литву. Но Чюрлёнису всё хуже. Друзья перевозят его в клинику для душевнобольных под Варшаву. Медицинским распоряжением Чюрлёнису запрещают рисовать и заниматься музыкой. В одну из холодных ночей, какие бывают ранней весной, он уходит в лес, мучительно блуждает, не находя дороги, и возвращается с сильнейшей пневмонией, за которой следует кровоизлияние в мозг.

Чюрлёнис умирает, немного не дожив до 36-ти. Последней его корреспонденцией стала записка жене и новорожденной дочери Дануте.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
Marina Raudsepp
Лилия Мирошниченко
+21

Лента
«Жертвоприношение» написано в сложный для художника год – 1909-й. Чюрленис живёт в Петербурге, работает, по его словам, «24-25 часов в сутки» и чувствует себя глубоко одиноким и непонятым. Не всё гладко и в отношениях с боготворимой им женой: София Кимантайте оставляет мужа и возвращается в Литву.

В это время впервые дала о себе знать душевная болезнь Чюрлёниса, которая всего через пару лет, в 1911-м году, приведет его к гибели. Но в 1909 художник еще в состоянии бороться с одолевающей его депрессией и писать. Картины этого периода («Баллада о черном солнце», «Жемайтийское кладбище», "Rex", «Жертвоприношение») выполнены в предельно скупой, хотя и тонко нюансированной цветовой гамме. Их сюжеты – мрачные и таинственные, не поддающиеся однозначному истолкованию.

Мистики уверены, что Чюрлёнис был способен улавливать тонкие планы бытия (кстати, какое-то время он увлекался гипнозом), воочию видеть многомерность мироздания, ощущать в полной мере борьбу ангельского и демонического начал. Это особенно чувствуется в «Жертвоприношение». В центре полотна, на покрытом звездами ступенчатом зиккурате, – фигура ангела. Опутываемый клубами темного дыма, поднимающегося с земли, он взирает на небо, словно вопрошая о том, какой жертвы от него потребуют. Картина полна обострённой тревоги, неотступных страшных предчувствий.

Как и большинство работ Чюрлёниса, «Жертвоприношение» хранится в Национальном художественном музее (Каунас), носящем с 1944-го года имя художника.

Особой проблемой является сохранность произведений Чюрлёниса, в том числе и «Жертвоприношения». В большинстве случаев художник писал пастелью и темперными красками. Он даже разработал собственную технику, при которой темпера сильно разводилась и наносилась слоями, подобно акварельным краскам. Работы, исполненные в подобной технике, к сожалению, очень уязвимы: на их состояние негативно влияют избыток света и перепады температур. Вот почему многие оригиналы Чюрлёниса не подлежат транспортировке и даже на самых серьезных выставках могут быть представлены лишь факсимильные копии картин художника. Первые факсимиле были заказаны ценителями творчества Чюрлениса еще в 1938-м. Сейчас качество репродукций год от года растёт. Так, например, итальянские факсимиле 1997 года считаются специалистами одними из лучших, поскольку наиболее полно передают мельчайшие особенности оригиналов.

Автор: Анна Вчерашняя
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Жертвоприношение
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Овен. Из цикла "Знаки зодиака"
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Поклонение Солнцу
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Зима ІІІ
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Зима VI
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Зима ІІ
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Рай
Вся лента
Работы художника
всего 47 работ
Жертвоприношение
1
Жертвоприношение
1909, 70×77 см
Соната моря. Анданте
2
Соната моря. Анданте
1908, 73×62 см
Сотворение мира IX
8
Сотворение мира IX
1906, 35.5×30.5 см
Из цикла "Сотворение мира"
2
Из цикла "Сотворение мира"
1906, 36×30 см
Райгардас. Триптих
2
Райгардас. Триптих
1907, 61×72 см
Из цикла "Знаки Зодиака". Стрелец
6
Из цикла "Знаки Зодиака". Стрелец
1907, 36×31 см
Соната моря. Аллегро
3
Соната моря. Аллегро
1908, 73×63 см
Дружба
3
Дружба
1907, 73×63 см
Райгардас. Триптих
0
Райгардас. Триптих
1907, 61×71 см
Посмотреть все 47 работ художника