Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
Микалоюс Константинас
 Чюрлёнис
Литва 1875−1911
Подписаться36             
Подписаться36             
Биография и информация
 
По меркам великого Данте («Земную жизнь пройдя до половины…»), Чюрлёнису была суждена ровно половина срока, отпущенного человеку. Он умер в 35. Однако уникальность таланта и интенсивность творческой жизни Чюрлёниса были таковы, что позволили ему стать, во-первых, родоначальником литовской камерно-инструментальной и симфонической музыки, а во-вторых, одним из самых самобытных художников ХХ столетия. Вовсе не ставя перед собой подобной задачи (ведь человеком он был очень и очень скромным), Чюрлёнис стал живым воплощением идеальной мечты Серебряного века о великом синтезе искусств.

Музыкальную одаренность художник унаследовал от отца, Константинаса Чюрлёниса. Тот когда-то решился свернуть с пути потомственного литовского крестьянина и выучился играть на органе. В костёле, ставшем его новым местом работы, он познакомился с немецкой девушкой по имени Адель. Её семья, христиане-евангелисты, бежала из Германии из-за религиозных преследований.

Адель и Константинас повенчаются в 1873-м году, в их семье будет девять детей. А их первенец, рожденный 22 сентября 1875 года и получивший при крещении двойное имя Микалоюс-Константинас, через 30 лет станет национальной гордостью Литвы.

Поначалу мало что предвещало в Чюрлёнисе художника. Все его способности были направлены на другое: он был настоящим музыкальным вундеркиндом, закончил оркестровую школу в Плунге, учился контрапункту и композиции в Варшаве. Его кантаты, фуги и особенно небольшие пьесы для рояля имеют успех. В 25 лет он напишет симфоническую поэму «В лесу», и по сей день считающуюся наивысшим достижением литовского музыкального искусства.

Но что-то неясное влечёт Чюрлёниса совсем в иную сторону. За свою жизнь он не раз отвергает лестные карьерные предложения — стать ректором Люблинской консерватории или профессором консерватории в Варшаве. Вместо этого он едет в Лейпциг. Вроде бы совершенствовать музыкальное образование в местной консерватории. На самом деле — быть ближе к эпицентру художественной жизни, и рисовать, рисовать… В письмах из Лейпцига он все чаще, смущаясь и иронизируя над собой, упоминает о своих занятиях живописью.

В 27 лет Чюрлёнис, уже весьма известный как композитор, начинает учиться рисованию. Теперь всё больше времени, ранее отданного музыке, тратится на запечатление с натуры видов природы, лиц и фигур людей. Чюрлёнис увлекается творчеством польских и немецких символистов. Ему близки их поиски «красоты таинственного», стремление запечатлеть на бумаге или холсте фантазии и грёзы.

Но и композиторство не уходит из жизни Чюрлёниса: он продолжает сочинять, а его художественное творчество проникнуто духом музыки. Его циклы и отдельные картины не просто носят названия музыкальных жанров («Похоронная симфония», «Соната солнца», «Соната звезд» и др.), но и строятся по законам музыкальной гармонии, известным Чюрлёнису в совершенстве.

Революция 1905-го года в Российской империи и следующие за ней процессы национальных ренессансов приводят Чюрлёниса в Литву. Впервые он осознает себя литовцем и клянется посвятить жизнь родине, много делает для возникновения в Литве полноценного культурного пространства.

Интересно, что, горячо разделяя идеи литовского национального возрождения, Чюрлёнис почти не говорил по-литовски — его языками общения были русский, немецкий, польский. Но судьба послала ему замечательную учительницу — студентку-филолога из Краковского университета Софию (Зосю) Кимантайте. Пламенная патриотка Литвы, она учила Чюрлениса литовскому языку, знакомила с литовской поэзией и стала впоследствии его женой.

В 1908-м, не найдя понимания своего искусства на родине, Чюрлёнис приезжает в Петербург, где сближается с кругом «Мира искусства», участвует в организуемых ими выставках. Он бедствует, работает на износ и, подрывая свои физические и психические силы, тяжело заболевает. Жена забирает его в Литву. Но Чюрлёнису всё хуже. Друзья перевозят его в клинику для душевнобольных под Варшаву. Медицинским распоряжением Чюрлёнису запрещают рисовать и заниматься музыкой. В одну из холодных ночей, какие бывают ранней весной, он уходит в лес, мучительно блуждает, не находя дороги, и возвращается с сильнейшей пневмонией, за которой следует кровоизлияние в мозг.

Чюрлёнис умирает, немного не дожив до 36-ти. Последней его корреспонденцией стала записка жене и новорожденной дочери Дануте.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
Marina Raudsepp
Лилия Мирошниченко
+32

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Жертвоприношение» написано в сложный для художника год – 1909-й. Чюрленис живёт в Петербурге, работает, по его словам, «24-25 часов в сутки» и чувствует себя глубоко одиноким и непонятым. Не всё гладко и в отношениях с боготворимой им женой: София Кимантайте оставляет мужа и возвращается в Литву…Весь текст
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Жертвоприношение
Жертвоприношение
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
1909, 70×77 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 47 работ
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Жертвоприношение
3
Жертвоприношение
1909, 70×77 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната моря. Анданте
5
Соната моря. Анданте
1908, 73×62 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Сотворение мира IX
12
Сотворение мира IX
1906, 35.5×30.5 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Из цикла "Сотворение мира"
3
Из цикла "Сотворение мира"
1906, 36×30 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Райгардас. Триптих
2
Райгардас. Триптих
1907, 61×72 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Из цикла "Знаки Зодиака". Стрелец
7
Из цикла "Знаки Зодиака". Стрелец
1907, 36×31 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Соната моря. Аллегро
4
Соната моря. Аллегро
1908, 73×63 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Дружба
5
Дружба
1907, 73×63 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Райгардас. Триптих
0
Райгардас. Триптих
1907, 61×71 см
Посмотреть все 47 работ художника
HELP