войти
опубликовать

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения

Илья Ефимович Репин • Живопись, 1903, 400×877 см
Комментарии
1
О работе
Альтернативные названия: Юбилейное заседание Государственного совета; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года; Государственный совет.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Историческая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1903
Размер: 400×877 см

Описание картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения»

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года было посвящено столетнему юбилею этого органа власти, и Репин на нем присутствовал, поскольку получил официальный заказ на картину от самого императора. Довелось ему посетить и другие подобные заседания, а также добиться разрешения на то, чтобы члены Совета позировали ему во внеурочное время.

Более шестидесяти образов реальных людей, в том числе действующего императора должен был запечатлеть художник, причем срок на это ему был отведен чрезвычайно краткий для такого труда. Совершить это одному было не под силу, поэтому к работе над «Государственным советом» Репин привлек двух своих учеников – Бориса Кустодиева и Ивана Куликова.

На холсте изображен момент, когда император Николай II, сидящий под собственным парадным портретом, уже зачитал грамоту, и секретари вручают членам Совета юбилейные медали. Картина имеет очень четкий ритм, который задают сочетания вертикальных фигур – колонны, свечи в люстрах, фигуры членов Совета, портреты – и сферической композиции, подчеркивающей иерархичность государственной власти. Темные одежды присутствующих, строгие ленты, бархатная бордовая обивка, белоснежные колоны и белые документы усиливают ритмический рисунок и придают ему особую упорядоченность. Кажется, слышен размеренный гул обсуждений и четкая поступь секретарей.

Многие члены Советы изображены со спины. Впрочем, для Репина это не помеха – он умел написать спину очень «говорящей», вспомним повернутую к зрителям спиной старуху-мать на картине «Не ждали». Мы не видим ее лица, но какую гамму чувств передает эта согбенная фигура!

Недоброжелатели предсказывали Репину гарантированный провал – в казенной теме и придворных официальных картинах поди прояви талант в полную силу. Однако Репину это удалось. Уединившись в новоприобретенном имении «Пенаты» в Куоккале со своими помощниками, художник сумел государственный заказ сделать шедевром. В начале 1904 года картина была выставлена в Зимнем дворце. И сам император, и члены Совета приняли ее благосклонно. А вот товарищи Репина в среде передвижников не особо радовались тому, что активно с ними сотрудничавший художник забросил народнические идеи и начал воспевать монархические традиции. Впрочем, уже следующей весной, на 32-й выставке передвижников Репин представил множество эскизов, сделанный с членов Государственного совета.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии(1)