войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Мария
Николаевна Соколова

Подвижница благочестия, известный иконописец ХХ века, она не только сама писала иконы, но имела большой практический опыт преподавания иконописания. Еще в 1928 году Мария Николаевна создала иконописный кружок для прихожан храма святителя Николая в Клённиках в Москве, который действовал до 1939 года. Этот опыт очень пригодился ей для организации кружка в МДА. К этому времени, при участии группы помощников, ею были расписаны в Лавре Серапионова палата, праздничная братская трапезная, академический храм в честь Покрова Божией Матери, написаны иконы для Покровского Академического храма, ризницы Троице-Сергиевой лавры, храмов пророка Илии Обыденного в Москве и преподобного Сергия Радонежского в Фергане. Мария Николаевна хорошо осознавала – Церкви нужны пастыри, любящие и понимающие древнюю каноническую икону. Несмотря на загруженность работой, она нашла время для регулярных занятий со студентами московских Духовных школ. При ней сложилась в кружке стройная, продуманная система преподавания. До этого иконописный кружок был последним по значению, и в Годовых отчетах сообщение о работе этого кружка помещалось после музыкального, постановки голоса, регентского и фотокружка. С 1957 года и до кончины монахини Иулиании (Соколовой) он был первым из кружков МДА, и иногда именовался иконописным классом. Специально для занятий кружка М. Н. Соколова выполнила ряд наглядных пособий, разработала программу занятий, с учетом различной подготовленности учащихся. В конце каждого года в Академии проводились небольшие выставки работ кружковцев. С целью приобщения большего числа учащихся и преподавателей к миру древней иконы Мария Николаевна периодически читала лекции в актовом зале Академии, для всех желающих. «В актовом зале, который был тогда в Царских чертогах, проходила эта лекция. Вся Семинария, Академия, профессора присутствовали. С одной стороны, переполненный зал, а с другой – очень худенькая женщина за кафедрой – только головку видно. Тихим голосом она начала, но сразу покорила весь зал. У меня тогда сразу созрело решение записаться в иконописный класс», - вспоминал впоследствии епископ (ныне схиепископ, на покое) Горловский и Славянский Алипий (Погребняк) об одной из таких лекций.

Кружок способствовал развитию интереса учащихся к русской художественной культуре. Здесь многие из студентов Духовных школ впервые знакомились с творчеством великих русских художников, копировали работы В.М. Васнецова, Семирадского, Сурикова, Нестерова. Но главной задачей кружка Мария Николаевна считала постижение мира древней иконы, её значения, глубокого символического смысла, церковности и художественной ценности.

В кружке учащиеся знакомились также с основами стенописи и реставрацией икон. Через занятия кружка прошли многие и многие учащиеся МДА. Значение кружка для воспитания понимания Церковного искусства духовенством трудно переоценить. Занятия кружка, выставки, лекции М.Н. Соколовой воспитывали вкус студентов МДА. Среди учеников матушки были схиепископ Алипий (Погребняк), архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько), ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, братия Троице-Сергиевой лавры - архимандрит Варфоломей (Калугин) и архидиакон Ювеналий (Крук), протоиерей Лев Махно, архимандрит Елевферий (Диденко). Большую поддержку и внимание к трудам Марии Николаевны Соколовой проявлял ректор МДА архиепископ (ныне митрополит) Филарет (Вахромеев).

В 1970 году матушка начинает заниматься с Н.Г. Емельяновой и Н. Ригиной. Так было положено начало занятиям иконописанием православных девушек - сотрудниц Академии.

В 1980 году тяжелая болезнь монахини Иулиании уже не дала ей возможности преподавать, а 16 февраля 1981 года она преставилась ко Господу. Только при прощании с почившей подвижницей открылось, что она еще в 1970 году приняла тайный монашеский постриг с именем Иулиания. Ее труды были высоко оценены священноначалием, она была награждена орденом св. благоверного князя Владимира III и II степени, орденом преподобного Сергия Радонежского, а также тремя церковными медалями за реставрацию храмов лавры и преподавание в иконописном классе.

Монахиня Иулиания практически основала кружок и 23 года бессменно в нём преподавала. После приснопамятной матушки в иконописном кружке 10 лет по программе и пособиям монахини Иулиании преподавали её ученицы. Всё в кружке старались проводить по заведённому порядку, начиная с молебна в начале учебного года.

(Из статьи: Л.С.Узлова "История иконописной школы")

Перейти к биографии