войти
опубликовать

Николай
Алексеевич Тырса

Россия • 1887−1942

Тырса Николай Андреевич - советский график и живописец. Учился в Петербурге в АХ (1905-09) и у Л. С. Бакста в школе Е. Н. Званцевой (1906-10). Преподавал в АХ в Петрограде (1918-22) и ленинградском институте гражданских инженеров (1924-1942). Участник выпуска плакатов "Боевой карандаш" (1939-42).

Лучшие иллюстрации Тырса (рисунок, акварель, литография) выполнены в манере беглого наброска, создающего иллюзию непосредственных зарисовок с натуры. Станковые работы Тырса (преимущественно пейзажи и натюрморты) отличаются декоративностью, богатством цветовых нюансов и сочетаний ("Букет и вятская игрушка", 1940, собрание семьи художника).

Тырса Николай Андреевич (1887- 1942)

Родился в селе Аралых (Эриванская губерния; ныне Аралык, Турция) 27 апреля (9 мая) 1887 в семье чиновника-землемера. Учился в петербургской Академии художеств (1905–1909), а также в школе Е.Н.Званцевой (1906–1910) у Л.С.Бакста, глубоко усвоив «мирискусническую» традицию. Жил в Ленинграде.

Еще в дореволюционные годы завоевал известность как виртуоз рисунка. Репродукции его натурных зарисовок, лаконичные, чуть стилизованные в духе модерна, помещались (наряду с рисунками П.М.Митурича или Л.А.Бруни) в журнале «Аполлон» на равных со стихами А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева и М.А.Кузмина, отвечая присущему акмеизму стремлению к мудрой простоте. Работал в разных техниках рисунка, часто обращался к акварели, эстампу. Любил рисовать ламповой копотью, придавая этому материалу (которым обычно пользовались лишь в случае крайней необходимости, по нужде) невиданный артистизм. В его произведениях 1920-х годов откристаллизовалась типология «тихого искусства» – с его будничными мотивами семейного или студийного интерьера, житейскими натюмортами, портретами близких людей, привычными Тырса. Н. , Ленинградскими пейзажами, окутанными, однако, романтической дымкой.

Среди характерных его работ – Портрет дочери (1927), Ленинград. Екатерининский канал (1931; обе картины – в Третьяковской галерее); портрет Ахматовой (1928; Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва); Мойка у Синего моста (1933), Портрет молодой женщины с книгой (1936; обе работы – в Русском музее). Обращался и к живописи маслом, воплощая в ней – в манере камерного символизма и модерна – все тот же дух поэтически-созерцательного уединения (Розовая комната, 1935, там же). Весьма плодотворно работал как художник книги, перенося в массовые, дешевые издания стандарты высокого стиля. Иллюстрировал, в частности, Осаду дворца В.А.Каверина (1926), Республику Шкид Л.Пантелеева (1927), Пиковую даму Пушкина (1936), Анну Каренину Л.Н.Толстого (1939). Посвятил защите этого вида искусства специальную статью Иллюстрация и творчество («Литературный современник», 1931, № 1).

Много работал как педагог в Свободных художественных мастерских –высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1918–1922) и Институте гражданских инженеров (1924–1942).

Умер Тырса в Вологде 10 февраля 1942.

Перейти к биографии