войти
опубликовать

Луи-Леопольд
Бойи

Франция • 1761−1845
БУАЛЬИ Луи Леопольд Boiliy, Louis Leopold (1761, Ла Боссе - 1845, Париж)

Французский художник Сын гравера, он в молодости живет в Дуэ (1774-1778), а затем в Appace, где художник Д. Донкр работал в жанре «обманок», к которому приобщился и Буальи.

В 1785 он переезжает в Париж, где ему покровительствует Кальве де Ла Палюн, который заказал художнику восемь картин, исполненных в 1789-1791 (четыре из них Сент-Омер, музей). Эти небольшие нравоучительные или галантные сцены («Несчастия любви», Лондон, собрание Уоллес; «Импровизированный концерт, или Приз Гармонии», 1790, Сент-Омер, музей) напоминают работы Фрагонара.

В 1791- 1824 Буальи выставляет свои работы в Салоне. Его популярность в эпоху Революции, Директории, а затем Империи прекрасно характеризует вкусы конца XVIII в. Этот успех отражает многочисленные, порой противоречивые увлечения «любителей», которые руководствуясь «энциклопедической» любознательностью, ценили и героизм больших исторических картин, и интимность небольших сцен семейной жизни в традиции северно-европейской живописи. Свои темы Буальи заимствует из современной ему жизни. Обвинения его соотечественника Викара заставляют художника публично подтвердить свое единение с республикой («Триумф Марата», 1794, Лилль, Музей изящных искусств; рисунок - Версаль, музей Ламбине) и поддержку партии Давида («Арест Шарлотты Кордэ», Версаль, музей Ламбине). Однако более, чем к важным историческим событиям, Буальи привязан к быстрому и точному изображению атмосферы и избранного момента обыденной жизни. Виртуозность исполнения, фантазия, юмор характерны для сцен из парижской жизни, написанных в стиле, близком к стилю виньеток. Стремление к тщательности изображения, в котором иногда использовалась техника гризайли, имитирующая гравюру, нередко делает работы художника иллюзионистическими («Галереи Пале-Рояль», 1809, Париж, музей Карнавале) и обнаруживает, как и произведения Тоне и Дроллинга, глубокую связь с работами голландских мастеров XVII в. (Терборха, Доу, ван Мириса), столь любимыми коллекционерами. Хроника художественной среды, серия «мастерских» - тема, широко распространенная в XIX в. («Мастерская молодого художника», 1800, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; «Гудон в своей мастерской», 1804, Париж, Музей декоративного искусства) является примером портретного творчества Буальи (он исполнил более тысячи портретов), сочетающего в себе одновременно групповой портрет, индивидуальный и этюды лиц (27 этюдов из Музея изящных искусств в Лилле к картине «Собрание художников в мастерской Изабе», 1798, Париж, Лувр). Это последнее произведение ярко характеризует тип группового портрета, унаследованный от голландских художников XVII в. и английских «сцен собеседования» («Кристоф Филипп Оберкампф с двумя сыновьями и старшей дочерью перед фабрикой в Жуи», 1803, частное собрание; «Мадам Оберкампф с двумя дочерьми в долине Жуй», 1803, там же). Индивидуализированные лица (небольшие буржуазные портретные бюсты; Париж, музей Мармоттан) по строгости трактовки близки искусству Давида («Робес-пьер», Лилль, Музей изящных искусств), а по непосредственности восприятия - картинам Греза и Виже-Лебрен («БертаЖюльетта Дюбуа», Париж, Лувр). В своих рисунках Буальи часто использовал акварель («Наказанный ребенок», Лилль, Музей изящных искусств), он создал также гравюры и литогра-фии («Гримасы», 1823). Столь разнообразное творчество выделяет Буальи на фоне большой группы неоклассицистических художников («обманка» «Христос», 1812, Оксфорд, капелла Магдаленколлед-жа); тем не менее строгим схемам неоклассицизма он предпочитал непосредственное изображение действительности («Ливень», Париж, Лувр).

Работы Буальи хорошо представлены во Франции (Париж, Лувр, музей Карнавале, музей Мармоттан; Лилль, Музей изящных искусств; Сент-Омер, музей), а также в Лондоне (собрание Уоллес), Санкт-Петербурге (Гос, Эрмитаж) и Москве (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Перейти к биографии