войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Материалы: Дерево
Дата создания: 1994
Размер: 50.8×71.1 см
Работа в подборках: 7 подборок

Описание картины «Разрыв»

Эндрю Уайет, хотя был реалистом и даже подвергался нападкам критиков за приверженность к такому несовременному для 20-го века стилю, также был мастером странных сюрреалистичных автопортретов (12). И картина «Разрыв» 1994 года – едва ли не самый странный среди них. Особенно если представить себе, что на момент ее написания художнику было уже 77 лет.

На первый взгляд сюжет выглядит ошеломляюще жутким: как будто бы во льдах, разрушающихся от прихода первого весеннего тепла, виднеются почерневшие от мороза человеческие руки. Но на самом деле все несколько сложнее: Уайет изобразил на льдине пару своих собственных рук, причем отлитых из бронзы. Его жена Бетси в 1976 году поручила хирургу Адриану Э. Флатту сделать слепок рук художника из стекловолокна. Спустя десять лет из этого слепка на заводе Laran Bronze Foundry, Inc. в городе Честере, штат Пенсильвания, была отлита его копия из бронзы.

Бронзовые руки Уайета поселились у него дома на подоконнике у окна, откуда открывался вид на близлежащую реку Брендивайн. Видимо, причудливое наложение этой скульптуры на ландшафт Брендивайнской долины, которое художник имел возможность лицезреть каждый день, и стало вдохновением для этой необычной композиции.

Зима была одним из любимых сезонов Уайета. Это время года как нельзя лучше подходило для проживания его меланхоличных чувств, благодаря которым даже летние пейзажи выходили у художника такими же пустынными и пронзительными, как и зимние виды (12). Он писал: «Я предпочитаю зиму и осень, когда чувствуешь костное строение ландшафта – его одиночество – мертвое чувство зимы. Что-то затаилось под ее покровом: вся история не показывается целиком».

Так и на картине «Разрыв» весь Уайет скрылся в водах реки, оставив на ее поверхности лишь свои руки, будто замершие в невидимом фортепианном аккорде – словно символ души, запертой в снежном плену зимы. Осколки льда, похожие на зазубренные лезвия, окружают белый плот со всех сторон, угрожая столкновением. И пятьдесят оттенков коричневого вокруг: в деревьях, замороженной земле и даже погребенной подо льдами воде.

Уайет крайне редко писал автопортреты в классическом понимании этого слова – буквально одиндва и обчелся. Он признавался, что предпочитал абстрагироваться от предметов, которые изображал, особенно если речь шла о самом себе: «Жаль, что я не могу писать так, чтобы при этом не присутствовать, чтобы там были только мои руки».
Более того, художник утверждал, что его креативность была пиковой в те моменты, когда он чувствовал себя отстраненным или отделенным от самого себя. Тело напоминало о его человеческом существовании, и только в отрыве от него его сознание достигало максимальной ясности и творческой свободы.

Вообще то, что описывает Уайет, сильно напоминает диссоциацию – так называют защитный механизм психики, оберегающий ее от сложных и трудно выносимых чувств. В таких случаях сознание человека словно отщепляется от тела, и он начинает воспринимать происходящее как будто бы со стороны. Джон Уилмердинг в книге «Эндрю Уайет: память и магия» так расшифровывал склонность художника к диссоциации: «Пока он воображает себя вещью или частью ландшафта, Уайет может поддерживать выдумку, что он невидимый провидец. Возможно, именно поэтому он так редко рисовал обычные автопортреты, так как для этого нужно было смотреть в зеркало, тем самым разрушая его заветное представление о себе как о скрытом наблюдателе».

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии