войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Дата создания: 1985
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 14 подборок

Описание картины «Убежище»

«Убежище» (1985) - последняя картина Уайета, для которой ему позировала Хельга Тесторф. Спустя год после ее создания новость о существовании 246 изображений с Хельгой станет настоящим шоком как для американского арт-сообщества, так и для жены художника Бетси.

В 1971 году Уайет встретил свою будущую тайную модель в доме Карла Кернера, его соседа, чье жилище и он сам также нередко выступали источником вдохновения (1, 2). Хельга была замужней 31-летней женщиной, матерью четверых детей, которая трудилась помощницей у Кернеров. Она иммигрировала в США из Германии после войны, и художника сразу заинтересовали ее немецкое происхождение и выразительная внешность. Как отмечал американский искусствовед Джон Уилмердинг, в течение последующих 15 лет Уайет «изображал Хельгу обнаженной и одетой, в помещении и на улице, спящей и бодрствующей, в разное время года и время дня, задокументировав ее физическое и эмоциональное развитие».

Художник хранил секретные работы на чердаке у Кернеров, оповестив о них пару приближенных друзей на случай, если с ним что-то произойдет. Уилмердинг так объяснял стремление Уайета скрывать ото всех коллекцию картин с Хельгой: «Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и всё – неуемной, заражающей силы... Раскрой он свой секрет Бетси, это убило бы его внутреннее возбуждение... И тогда – всему конец».

Но после того, как отношения художника и его музы сошли на нет и скрывать было больше нечего, в 1986 году Леонард Э. Б. Эндрюс, издатель информационных бюллетеней из Пенсильвании, попал на первые полосы американских газет, потратив 6 миллионов долларов на приобретение 240 картин Уайета, которые никогда прежде не выставлялись. Событие произвело настоящий фурор. Портреты самой Хельги украсили обложки журналов Time и Newsweek. Год спустя Национальная галерея искусств в Вашингтоне, которая редко организовывала персональные выставки художников при их жизни, представила экспозицию картин с Хельгой, а альбом с их репродукциями стал настоящим бестселлером.

Картина «Убежище» была написана в период, когда ее героиня лечилась от тяжелой депрессии. Уайет назвал эту работу «взглядом на женщину, отдаляющуюся от жизни». Когда художника появились другие модели и он снова вернулся к написанию пейзажей, то для Хельги утрата его внимания означала потерю смысла всей жизни. Поначалу Уайет нанял ей сиделку, а потом и вовсе пришлось отправить женщину на лечение в психиатрическое заведение. Он попытался съехаться с Хельгой и это на какое-то время возвратило ее к жизни. Но стоило ему уезжать жить в студию или к сестре, как она тут же снова впадала в депрессию.

Бетси, жена художника, однажды решила навестить Хельгу после того, как ее отношениям с Уайетом окончательно пришел конец. Она обнаружила бывшую музу мужа в помещении, заваленном пустыми пакетами из-под картофельных чипсов и крекеров. Когда с постели из темного угла комнаты вдруг поднялась Хельга, то Бетси едва смогла ее узнать. «В ее лице была такая глубокая печаль, что мне сразу стало стыдно, – вспоминала она. – Я объяснила ей, что Эндрю заболел и потому не приехал. Она молчала. Уходя, я увидела в углу новую картину – сухую акварель. Я сказала: “Замечательная работа... Только не говорите Энди, что я ее видела”. Хельга разжала губы: “Я не скажу”. Это были единственные слова, которые она произнесла».

Наталья Азаренко
Комментарии