войти
опубликовать

Эльмира
Амировна Мустафина

Россия • родилась в 1977

Художник живописец-график. Член Санкт-Петербургского Союза Художников и член Общества акварелистов Санкт-Петербурга.
Родилась 27 февраля 1977 года в городе Чистополь, Татарстан. Окончила Казанское Художественное училище им. Фешина и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (факультет графики М.М. Герасимова) в 2004 году. Награды: 1993 г. – Президентская стипендия республики Татарстан за первое место в конкурсе "Юные дарования", в рамках международного форума (г.Казань); 1998 г.Стипендиатство М. Шаймиева, Татарстан.; 2005 г. – Первое место в номинации "Компромисс. Городской пейзаж", в рамках III-го Международного бьеннале «Арт-мост» (акварель); 2009 г. – Стипендия Министерства Культуры РФ, г.Москва; 2010 г. – Премия коллекционеров братьев Носкиных за серию акварелей, посвященных Петербургу в рамках проекта «Надежда». Эльмира Мустафина принадлежит к молодому поколению современных петербургских художников. Уже в своей дипломной работе – серии акварелей «Мой Чистополь», выполненной в 2004 году на факультете графики петербургской Академии художеств она заявила о себе как о самостоятельном, сложившемся мастере акварельного городского пейзажа. В отличие от масляной живописи акварель не предполагает внесения в работу существенных исправлений, что требует от автора особой сосредоточенности, владения навыками работы в данном материале. Эти качества в полной мере проявились в дипломных работах, где тонко прочувствована и убедительно передана атмосфера размеренной, спокойной жизни небольшого городка. Можно сказать, что именно Чистополь, в котором Эльмира родилась и училась в местной городской художественной школе, дал первый и столь важный импульс формированию ее индивидуального творческого мировосприятия. Главные его отличительные черты – проникновенный лиризм в изображении городских мотивов или предметного мира, врожденное чувство цвета и тональных отношений, «Какой бы сюжет ни брала Эльмира Мустафина – городской пейзаж или натюрморт – она очень точно ощущает в увиденном главное, существенное, определяющее и передает его, – отмечает искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России А. Ф. Дмитренко, выступивший рецензентом дипломных работ Мустафиной. – Если это цветок, букет, то он заставляет забыть об определении “тихая жизнь”, тем более “мертвая натура” – для художницы это живая натура. Достигается это прежде всего этическим подходом к природе, способностью ощущать ее живой. Так и город – она тонко улавливает и чувствует его красоту». С 2005 член Санкт-Петербургского Союза Художников и член Общества акварелистов Санкт-Петербурга. Действительно, пейзажи и натюрморты Эльмиры буквально наполнены ощущением подвижной, изменчивой жизни. Акварель в этих работах способна передать весомость и плотность предметов, воссоздать зримую форму цветка, дерева или здания. Но она может и расплываться красивыми прозрачными пятнами, которые сливаются друг с другом, образуя сложную пространственную среду, окутывающую предметы. Не случайно художник так любит изображать зимний Петербург. Рыхлый, подтаявший снег на крышах зданий или парапетах набережных, сугробы на улицах, изморозь на деревьях – все это создает особую эмоциональную атмосферу северного города, где преобладают мягкая, спокойная цветовая гамма, В работах из серии «Снежный Петербург» (2004–2006 гг.) неизменно присутствует ощущение уюта, спокойствия, которое не нарушают даже яркие огни фонарей, автомобильных фар (акварель «Садовая улица. За поворотом»). В какой-то мере эти произведения созвучны настроению, ставшему лейтмотивом серии «Мой Чистополь», которую отличает гармоничность цветового решения, отвечающая размеренному, спокойному ритму очертаний домов. Здесь так же, как и в петербургских пейзажах, нет жестких прямых линий, которые словно растворены в световоздушной атмосфере. Это не лишает такие работы, как «Львиный мостик», «Вид на Исаакиевский собор», «Канал Грибоедова», «Оттепель» той конструктивной логики, которая заключена в самой архитектуре Северной столицы. Не забывает Эльмира и о родном Татарстане – в 2006 году она выполнила большую акварель «Кул-Шариф», посвятив ее отмечавшемуся годом ранее 1000-летию Казани. Эльмира Мустафина принимает участие в выставках начиная с 1993 года. С 1999 года она сотрудничает с художественными галереями Петербурга и Финляндии. В 2005 году Эльмира участвовала в международном проекте «Художники России – миру» и в III Международном биеннале «Арт-мост-акварель» (награждена за лучшую работу в номинации «Городской пейзаж»), а год спустя – в посвященной юбилею Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля выставке «Художники – поэтам», где экспонировались акварели из серии «Снежный Петербург». В 2006 году она становится членом Санкт-Петербургского Союза художников и Общества акварелистов Петербурга. Работы Мустафиной находятся в частных собраниях России, Швеции, Финляндии, Германии а так же в музее-заповеднике А.С. Пушкина "Михайловское"; в Пушкинском Доме г. Спб. Важным событием в творчестве Эльмиры стала ее персональная выставка, открывшаяся в Голубой гостиной Союза художников в феврале 2007 года и приуроченная к юбилею художника. Выставки: 2009 персональная выставка Чикаго, США; 2010 г. персональная выставка в музее Образования, г. Москва; 2013 г. Стипендиатство от министерства культуры Москвы; 1998 г. по 2019 г. участие в ежегодных выставках Союза Художников СПб; 2015 г. "Две Венеции" персональная выставка в галерее "Монако" Санкт-Петербург; 2018 персональная выставка, в рамках проекта Открытый музей коллекции В.А. Носкина, г. Берлин; 2019 г. персональная выставка в Арт-пространстве Moomidol, Санкт-Петербург.

Перейти к биографии