войти
опубликовать

Ли Чжаодао

Китай • 670−730

Биография и информация

Ли Чжаодао был сыном известного танского администратора и художника Ли Сысюня. В отличие от «старшего Ли» исторические сведенья о «младшем Ли» крайне скудны. Сунский критик и теоретик Го Жосюй в своих «Записках о живописи: что видел и слышал» сообщает следующее: «… Маленький полководец Ли был сыном Ли Сысюня. Сысюнь… дослужился до звания Великий полководец увэй. Его сын Чжаодао занимал должность чжунше у наследника престола. И отец и сын были талантливыми живописцами. Когда отец умер, люди стали называть Чжаодао «Маленьким полководцем Ли». Из этого специалисты заключили, что младший Ли пошел по стопам отца, сделал неплохую административную карьеру и продолжил семейную традицию «сине-зеленого пейзажа».

Настоящие произведения Ли Чжаодао не сохранились. Его имя обычно связывают с картиной «Путешествие Минхуана в Шу», которая хранится в Национальном музее Тайбэя. Этот выдающийся образец «сине-зеленого пейзажа» - возможно, лучшее, что сохранилось из танской пейзажной живописи. В отличие от раннего пейзажа, который был лишь сценой для каких-либо событий, в этой картине пейзаж доминирует и подавляет. Огромные горы здесь главные герои, а император со свитой теряются в широкой долине. Величественность пейзажа, присущая этому произведению, будет продолжена в работах художников периода Пяти династий и Сун.

 

Китайская традиция приписывает «Путешествие Минхуана в Шу» кисти Ли Чжаодао, однако серьезных оснований так считать у специалистов практически нет. Дело в том, что на картине изображено не «путешествие», а бегство Минхуана (император Сюаньцзун) на юг от войск Ань Лушаня; «путешествие» в данном случае лишь эвфемизм, приличествующий Сыну Неба. Однако, это событие произошло через 15 лет после смерти художника, поэтому изобразить его он не мог. Современные эксперты считают, что это сунская копия картины, которая была создана около 800 года неизвестным танским художником, работавшим в стиле семейства Ли.

  • Виды искусства
    Живопись