войти
опубликовать

Судзуки Харунобу

Япония • 1724−1770

Биография и информация

Настоящее имя художника - Ходзуми Дзиробэй. Он родился в Эдо (современный Токио), изучал живопись в школе Кано. Потом под влиянием Сигэнага Нисимура и Киёмицу Тории увлёкся ксилографией. Собственный стиль у художника сформировался довольно поздно, но за оставшийся короткий период (около 6 лет) он создал более восьмисот работ и около 20 иллюстированных книг.

Мастер уличных сценок и эротических сюжетов (шунга), одним из первых начал писать в 1760-х годах портреты актёров театра кабуки.

Судзуки Харунобу (1724-1770) - японский художник, один из лучших представителей живописи укиё-э, первооткрыватель цветной гравюры. Харунобу первым ввел в жизнь Эдо многоцветную ксилографию. Является новатором в производстве японской цветной гравюры на дереве, печатавшейся с многих досок.

 

Харунобу прибегал к различным методикам и создавал большое разнообразие предметов от классических стихов до осовремененного быта.

 

Как и многие его современники, Харунобу создал множество шунга - эротических изображений. На протяжении всей его жизни и даже после неё, большинство художников подражали его стилю. Многие, включая знаменитых живописцев, гордились своими способностями подделать работы великого мастера. Многое о жизни Харунобу неизвестно.

 

Харунобу обогатил гравюру, используя разнообразные тона красок, сумел расширить круг ее тематики, а так же сделал акцент на эмоциональный мир человека.

Большинство сюжетов его гравюр связаны с жизнью обитательниц «веселых кварталов», образами красавиц «бидзин-га». Но образы Харунобу покорили жителей Эдо своей женственностью, чарующей красотой.

 

Начиная с 1760-х годов, мастер создал более шестисот гравюр и «суримоно» - поздравительных открыток, которые предназначались для друзей. Он первым применил технику полихромной ксилографии, используя для передачи цветовых оттенков до семи-восьми досок. Харунобу уделял много внимания на переходы настроения своих героинь, рассказывая не столько о действиях, сколько о чувствах — любви, печали, радости, грусти.

 

Он умел выявить лирические чувства героев не только через очерк плавных линий, но и через общий условный колорит, то серебристый и холодный, то теплый и мягкий. Огромную роль в создании настроения сюжета играли и введенные Харунобу приемы раската краски, создающие в фонах плавный переход от темного к светлому. Харунобу использовал в своих композициях различные детали архитектуры, мотивы пейзажа, которые резко отличали его от предшественников, которые помещали своих героев ничем не заполненном фоне.

 

С помощью теплых цветовых оттенков, гибкой и в то же время плавной линии, он создавал чуткий и хрупкий женский образ, всегда одинаковый, с нежным овалом лица, высокими бровями, крошечными губами, миниатюрными руками и ногами. В зависимости от характера изображений Харунобу менял толщину линий. Четкие и плотные линии использовал в обрисовке складок одежды, деталей архитектуры и пейзажа, а тонкие в очертаниях лица.

 

Созданные Харунобу поэтические образы женщин восприняли и развили многие последующие японские художники конца XVIII — начала XIX века. Среди них знаменитый график Китагава Утамаро (1753 — 1806) и Сиба Кокан (1747 — 1818), взявший псевдоним Судзуки Харусиге.