войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Лоран де ла
Ла Ир

Франция • 1606−1656

Первые уроки живописи Ла Ир получил у своего отца, Этьена де Ла Ира. Свое образование он завершил в мастерской Жоржа Лаллемана. Он внимательно изучал росписи в замке Фонтенбло, о чем свидетельствует его ранняя картина «Черепица» (Париж, частное собрание). Несомненно, он пользовался советами Кантена Варена, друга его семьи и первого учителя Пуссена. Его первый большой заказ «Паломничество папы Николая V к гробнице св. Франциска» для капеллы Сен-Франсуа-де-Капусен в Марэ, сочетает в себе маньеристические черты с уже стройной и классической чувствительностью. Два произведения для собора Парижской Богоматери, «Св. Петр, исцеляющий больных» (1635) и «Обращение Сама» (1637, там же) упрочили его известность. Барочный характер картины «Обращение Савла», драматическое освещение которой напоминает искусство Вуэ и Бланшара, знаменует окончание первого периода творчества Ла Ира.

С 1640 он декорирует отели Таллеман и Монторон, делает эскизы к гобеленам (серия «Жизнь св. Стефана» для ц. Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, рисунки - Париж, Лувр) и исполняет заказы многочисленных любителей «кабинетных» картин, а по заказу религиозных орденов пишет алтарные картины для вновь построенных церквей. В 1648 он становится одним из двенадцати членов-основателей Кор. Академии живописи и скульптуры. Эта разнообразная деятельность отражает многочисленные увлечения разносторонне образованного человека - художника, меломана, математика и археолога. Характерный представитель парижской школы того времени, он, в ответ на неистовство живописи Вуэ, вводит в свои композиции ясное стремление к изяществу и спокойствию («Мадонна с младенцем», 1642, Париж, Лувр). Все более значительное место в его работах занимает пейзаж, в который вписаны какие-либо архитектурные, археологически достоверные мотивы, что проявляется уже в ранней картине «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание» (1630, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) или в одном из шедевров зрелого периода «Даван, ищущий

своих идолов» (1647, Париж, Лувр), где

действие разворачивается на фоне спокойного и прозрачного пейзажа. Светлый колорит, близкий Джентилески, подкрепляет драматизм картин «Смерть детей в Вефиле» (1653, Аррас, Музей изящных искусств) или «Нахождение Моисея» (Детройт, Институт искусств). В «Пейзаже с флейтистами» (1647, Монпелье, музей Фабра) или в «Пейзаже с купальщицами» (1653, Париж, Лувр) персонажи обволакиваются дымкой, чтобы выделить пейзаж, который становится, по сути, главным сюжетом этих картин. Прозрачность мазка и тонкость наблюдателя свидетельствуют о влиянии фламандского пейзажиста Фукьера, жившего в то время в Париже. Тем не менее до конца своей жизни Ла Ир писал картины на мифологические или античные сюжеты («Корнелия», Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Аллегория Мира и Справедливости», 1654, Кливленд, музей), большие и выразительные композиции на религиозные сюжеты («Явление Христа трем Мариям», Париж, Лувр; «Снятие с креста», 1655, Руан, Музей изящных искусств; «Явление Христа Марии Магдалине» и «Христос в Эммаусе», 1656, Гренобль, Музей изящных искусств).

Сохранились только немногие произведения, свидетельствующие о деятельности Ла Ира как декоратора. Одним из них является «Аллегория Музыки» (1648, Нью-Йорк, музей Метрополитен). К тому же ансамблю (возможно, в отеле Таллеман) принадлежали также «Грамматика» (1650, Лондон, Нац. гал.) и два «путти» (Дижон, музей Маньен), а также, может быть, «Геометрия» (1649, Толедо, Огайо, Музей искусства) и «Астрономия» (1649, Орлеан, Музей изящных искусств). В Нац. библиотеке в Париже хранятся четыре десятка изящных гравюр Ла Ира, подготовительные рисунки к которым находятся в Лувре («Св. Иоанн», сангина) и музее Фабра в Монпелье («Три грации»).

Ла Ир - один из крупнейших представителей парижского «аттического» стиля, величайший пейзажист XVII в. Большая выставка его работ состоялась в 1989 (Гренобль, Ренн, Бордо).

Перейти к биографии