войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Иоганн
Лисс

Германия • 1597−1631

Иоганн Лисс (нем. Johann Liss) (около 1597, Ольденбург — 5 ноября 1631, Венеция) — немецкий живописец.

Учился живописи в Нидерландах (Амстердам, Харлем, Антверпен). Работал в Венеции параллельно с Доменико Фетти и Бернардо Строцци. Скончался во время чумной эпидемии. Повлиял на творчество Тьеполо.

Произведения Лисса представлены в музеях Берлина, Бремена, Дрездена, Кёльна, Мюнхена, Нюрнберга, Будапешта и др.

ЛИСС Иоганн Liss, Johann

(ок. 1597, Ольденбург - 1631, Венеция)

Немецкий художник.

После пребывания в Голландии в 1615-1619, Лисе не позднее 1621 прибыл в Венецию, где оставался до самой смерти, за исключением поездки в Рим в 1622. Он испытал влияние харлемского живописца Голциуса, а также Питера Брейгеля, Бёйтевеха и фламандского караваджизма Йорданса. Он ввел в венецианскую живопись новую оригинальную концепцию, восходящую к северному искусству. Он писал в основном фигурные композиции. Он много раз повторял темы своих картин, и разные хронологические этапы его эволюции плохо поддаются определению. Однако можно констатировать, что караваджистский люминизм (тема «Солдатских пирушек», Нюрнберг, Германский нац. музей, прямо заимствована у Караваджо) под влиянием венецианских мастеров XVI в. преобразуется в колорит, растворяющий в себе формы. Его венецианские жанры («Драка», Инсбрук, музей; «Свадьба», Будапешт, Музей изобразительных искусств; «Блудный сын», Вена, Собрания Академии художеств; «Игра в морру» (Кассель, Гос. художественные собрания), датируемые первыми годами его пребывания в Венеции, представляют группы персонажей, фламандских по характеру, в венецианских садах в духе Фетти и погруженных в свет, заимствованный у Тициана. Темы Лисса очень разнообразны; среди них, наряду с жанрами, выделяются религиозные и мифологические сцены («Крестьянин и сатир», Берлин-Далем, музей; Вашингтон, Нац. гал.; «Падение Фаэтона», Лондон, собрание Ман; «Юдифь, убивающая Олоферна», Вена, Музей истории искусств; Лондон, Нац. гал.; «Нахождение Моисея», Лилль, Музей изящных искусств). Шедевром такого рода изображений является сияющая красками картина «Туалет Венеры» (Флоренция, Уффици; Поммерсфельден, собрание Шёнборн-Визентхайт), на которой в окружении служанок представлена богиня, восседающая под импозантными шелковыми драпировками.

Творчеству Лисса присуща и одна из характерных для искусства барокко черт - объединение всех элементов в грандиозном синтезе («Экстаз апостола Павла», Берлин-Далем, музей; «Св. Иероним», Венеция, ц. Сан-Никколо да Толентино). В своих последних произведениях художник очень виртуозно объединяет небесное видение, экстаз и чувственную полноту жизни. Иррациональное, трансцендентное выражено сияющим пространством, но святые изображены очень материально. Светский характер их фигур подчеркнут динамичной диагональной композицией, залитой радужным светом. Диагональ, характерное для барокко выразительное средство, усиливающее движение, господствует в композициях; из темной зоны земного мира она тянется к сияющему венцу, символу небесной славы. Этот живописный язык, легкие мазки и необыкновенный ритм которого разрешается в цвете, кажется, принадлежит уже XVIII в. Действительно, в первые два десятилетия XVII столетия Лисе обновил венецианскую живопись, открывая, подобно Фетти и Строцци, путь Тьеполо и Пьяциетте. За свою короткую жизнь он успел осуществить синтез между силой северной экспрессии, грандиозными формами, вдохновленными Караваджо и римскими художниками, и гармонией венецианского колорита, синтез, который нашел свое высшее выражение в люминизме Лисса.

Перейти к биографии