войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Петр
Иванович Уткин

Россия • родился в 1927

Родился в 1927 году в Рязанской области. С 30-х гг. живет в Москве. Здесь с 1944 по 1952 год обучался в Московском художественно-промышленном училище имени М.И.Калинина, получил квалификацию художник-мастер по росписи на дереве, папье-маше и металле, а затем - Высшее педагогическое образование. Работать начал преподавателем специальных дисциплин в Красносельском училище художественной обработки металлов (Костромская область). Местоположение училища, близость Волги вдохновили на занятия живописью. В 1958 году возвратился в Москву и был принят на работу в НИИ художественной промышленности, а через год поступил в аспирантуру, специализируясь в области искусствоведения. С 1962 года работает как научный сотрудник: консультирует художников, готовит лекции и материалы для творческих семинаров с мастерами народных промыслов, участвует в экспедициях по изучению народного искусства. В 1966 году - Заведующий лабораторией, а с 1973 по 1992 год - Заместитель директора НИИХП по научной и творческой работе. Всестороннее участие в деятельности института сопровождается исследованием актуальных проблем теории и практики народного творчества, что воплощается в разработках и публикации научных статей, брошюр и монографий. Около тридцати публикаций показывают всесторонние научные интересы автора. Комплекс опубликованных работ и рекомендации коллег-искусствоведов обеспечили в 1982 году принятие П.И.Уткина в Союз Художников СССР по секции критики и искусствознания. При большой занятости организационной работой в институте (а она продолжалась более 30 лет!) сохранялось увлечение живописью. Результаты ее частично представлены на данной выставке. В основном, это этюды, выполненные в технике масляной и темперной живописи. По тематике это - пейзажи, в которых автор пытался выразить состояние природы, близкое настроению человека. Многообразие этих состояний автор передает остротой или уравновешенностью композиции, контрастами света и цвета или очень цельной, почти монохромной, гаммой. Эти особенности пейзажа заметнее просматриваются в этюдах, но автор стремится сохранить и подчеркнуть свое впечатление и в картинах, выполненных на основе этюда. Иногда возникает более глубокий смысл сюжета (как в "Брошенной деревне"), а иногда сюжет формируется через серию наблюдений (как в "Красках осени"), когда возникает обобщенный образ природы, типичный для определенного времени года. В 1992 году П.И.Уткин возвращается в "родное" училище уже как преподаватель, участвующий в подготовке нового поколения художников - мастеров прикладного искусства, которым предстоит сохранять и развивать традиции национальной культуры.

Перейти к биографии