войти
опубликовать

Херальд
Виллемович Ээльма

Эстония • родился в 1934

Биография и информация

Herald Eelma Ээльма Херальд Виллемович (1934 гр.) — Эстонский художник-график. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Эстонской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола Эстонской ССР.
Родился в деревне Выхмута, Ярвамаа, 26 марта 1934 года в семье лесничего. Окончил в 1953 году. В Пайде Кесккооли и поступил в ЕРКИ, который окончил в 1959 году по специальности художник-график. С 1960 по 1962 год работал преподавателем акварели в ЕРКИ. 1962-1992 был свободным художником. В 1992 году он начал работать лектором по рисованию в Таллиннском университете искусств (с 1994 года заведующий кафедрой) и одновременно был также преподавателем рисования в Paimios Varsinais-Suomen Kansanopisto. Член Союза художников Эстонии с 1961 года. Ээльма начал выступать на выставках как фрилансер и книжный художник сразу после окончания художественного института. Его оригинальность как художника-графика проявилась уже в дипломной работе, которой стали иллюстрации к роману А. Х. Таммсааре «Правда и право». Через эти иллюстрации Ээлма представил себя как спокойного художника, трезво наблюдающего за жизнью и жизненными явлениями и оценивающего свои наблюдения. Трезво соблюдая творческий стиль, художник остался и в последующих своих творениях. Широко известны его серии графических страниц «Девушки», «Родина» и отдельных страниц «Две девушки», «Мужчины и крупная рыба», «Прошлогодний букет». Тема Старого Таллинна также не раз привлекала художника. Линогравюры предшествующих 1960-х полны обязательного оптимизма тех лет. Геральд Ээлма и Пеэтер Улас были новаторами в мужском, «суровом стиле» духа эстонской графики. В 1970-х годах тематика Ээлмы с ярким настроением продолжилась («Прогулка», 1973; серия «Воскресенье», 1972), но в его ранней графике абстрактная высокая печать дает больше напряжения («Этнографика», 1964; «Критический момент», 1967; "Цветение", 1968), где его уравновешенная натура обрела идеальную форму. Кажется, что у Ээлмы не было внезапных потрясений и распрей, его искусство развивалось плавно, в несколько этапов. Параллели с Марью Муцу можно увидеть в литографиях Элмы конца 1970-х годов.с графикой того времени. Пространства, втягивающие в себя, открывающиеся с гумна в пустоту, во вселенную («Ворота», 1978), тесно переплетающееся жизненное пространство человека, буйной природы и космоса («Потолок», 1979) и др. ассоциируются с Современные маленькие садки для рыбы с графическим рисунком от Mutsu. Еще большее сходство имеют мотивы литографий «Лето» (1980 г.) и «Тииб» (1983 г.) начала 1980-х годов. Затем в литографиях кристаллизуется один из излюбленных мотивов Ээльмы — тема камней, которая достигает крепостных сооружений в работах «Банк» (1989) и «Кайтсевалл» (1990). Награды: 1975 Заслуженный артист Эстонской ССР. 1983 Народный артист Эстонской ССР. Приз Кристьяна Рауа 1981 года (графические страницы «Лето», «Осень», «Häll», «Танец» и «Мужчины»). 1986 Приз Кристьяна Рауа (иллюстрации "Калевалы"). 1982 Ежегодная премия Яана Йенсена за книжную графику (премия за книжную иллюстрацию - «Сказки Калевалы» и «Северная лягушка» Фр. Р. Крейцвальда). Премия Яана Йенсена 1986 г. Специальный приз Риекской биеннале рисунка 1976 г. Специальный приз Риекской биеннале рисунка 1984 г. 1980 Гран - при Таллиннской триеннале графики. Медаль «Белая звезда» IV степени 1999 г.