войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Александр
Рослин

Швеция • 1718−1793

Учился в Стокгольме у Г. Шредера (1736—39).

Работал в Швеции (до 1745 и в середине 1770-х гг.), Германии (1745—47), Италии (1747—52), Франции (с 1752), России (1775—77). Создавая преимущественно портреты ("Архитектор К. Ф. Аделькранц", 1754, АХ, Стокгольм), Р. сочетал стремление дать конкретную психологическую характеристику модели с виртуозной передачей тканей, драгоценностей и т. д. и переливчатым колоритом в духе искусства рококо.

Когда в 1776 г. Александр Рослин по приглашению Екатерины Великой приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.

Александр Рослин, живописец и портретист, родился в семье врача, в шведском городе Мальме. Начал с военно-морской архитектуры, но увлёкся живописью. С 1736 по 1739 год Рослин учился у известного портретиста Г. Шредера в Стокгольме. После учебы работал в Швеции, а с 1745 - в Бранденбурге. В 1747-1751 годах знаменитый художник жил в Италии.

В 1752 году Александр Рослин поселился в Париже. Он стал известен в высшем обществе и его портреты скоро привлекли внимание знатоков своей блестящей виртуозностью, которая выделилась даже в беспощадной Парижской конкуренции. Ему особенно удавалось передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства. Постепенно, он стал одним из наиболее уважаемых портретистов аристократии.

В 1774г наследный принц, будущее Густав III, пригласил Рослина в Швецию для создания портретов членов королевского семейства. В январе 1776 года, Рослин получает приглашение в Россию, чтобы написать парадный портрет императрицы Екатерины II.

Густав Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 году описал мастерскую Рослина: "Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые он писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом". Однако портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее "шведской кухаркой, грубой и простой".

В Санкт-Петербурге, где он провел два года, Рослин написал более сотни портретов. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым. После России, уехал обратно в Париж, где и умер в 1793 году.

Перейти к биографии