войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Мартен ван
Хемскерк

Нидерланды • 1498−1574

Нидерландский живописец Мартен ван Хемскерк (Хеемскерк) учился в Харлеме и Делфте, но определяющую роль в его творческом становлении сыграл Я. ван Скорел, в мастерскую которого в Утрехте он поступил подмастерьем. Вслед за учителем Хемскерк посетил Италию (1532- 1536), где исполнил множество зарисовок античных памятников. Огромное влияние на него оказало творчество Микеланджело. Известные произведения: "Голгофа". Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Св. Лука, рисующий Мадонну". 1532. Музей Ф. Халса, Харлем; "Семейный портрет". 1530. Картинная галерея, Кассель.

Нидерландский живописец. Учился в Харлеме у К. Виллемса, в Делфте у Я. Лукаса, в Утрехте у Скорела. В 1532—1536 посетил Италию, в т. ч. Рим, где испытал влияние Микеланджело, делал зарисовки античных памятников. Работал в Харлеме (с 1537). В 1572 поселился в Амстердаме.

 

Творчество Хемскерка характерно для поздней, маньеристической фазы нидерландского романизма. В его многофигурных алтарных картинах, порой грандиозных по размерам, сказывается воздействие Микеланджело. Персонажи его работ представлены в смелых ракурсах и динамичных позах (триптих Голгофа, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Сложность и изощренность композиционного построения характерны и для картины Св. Лука, рисующий Мадонну (1532, Харлем, Музей Ф. Халса); современные костюмы главных действующих лиц, сугубо профессиональные жесты св. Луки позволяют предположить в изображенных реальные жизненные прототипы.

 

В портретной живописи достижения художника более самобытны и оригинальны. Бытовая обстановка, в которую помещены его модели, перестает быть лишь жизненной средой, а становится важным средством духовной характеристики образа. В Портрете Анны Кодде (1529, Амстердам, Рейксмузеум) молодая женщина показана за прялкой, что подчеркивает ее хозяйственность и домовитость. Семейный портрет (1530, Кассель, Картинная галерея) — одно из наиболее ранних произведений этой разновидности портретного жанра в Северном Возрождении. Атмосфера домашнего уюта и мира передается непосредственностью и живостью поз и мимики детишек, спокойным достоинством фигур родителей. Стол с обильным натюрмортом, предвосхищающим бурное развитие самостоятельного жанра такого рода, дополняет общее впечатление покоя и благополучия.

Перейти к биографии